Найти тему

Исследование психолога: почему детям лень учиться?

Я опросила всех знакомых детей-школьников, хотят ли они учиться. И если хотят, то почему:

  • Почему они ходят на уроки?
  • Для чего им это нужно?
  • Нужно ли (по их мнению)?
  • Каких результатов ждут в итоге?
Более или менее зрелая мотивация «нарисовалась» только у девятиклассника: «Надо поступать». Нет, не потому что профессия мечты ждёт. А потому, что «поскорее из школы свалить бы».
Остальных ребят, начиная с младшей школы и заканчивая восьмиклассниками, ведёт страх.

Страх во всех его видах:

  • Мама ругать будет, если буду плохо учиться (3 класс).
  • Папа накажет за двойки, телефон заберёт (6 класс).
  • Училка пожалуется родителям (7 класс).
  • Боюсь никуда не поступить после школы, не смогу устроиться на нормальную работу (8 класс).

Затем я задавала всем один вопрос:

  • А сам-то учиться хочешь?
  • Нравится что-то новое узнавать?
  • Знания получать?
  • Становиться умнее?

НИ  ОДИН не ответил ДА. Ответы были такие:

В школе скучно и неинтересно.
В школе скучно и неинтересно.
  • Зачем мне это всё надо? Мне это не пригодится.
  • В школе только хорошие оценки нужны. А если их нет, то всё — ты плохой. Не стараешься — тройка. Постарался, всё равно — тройка. А почему?
  • Какие знания? Все можно в интернете прочитать. И ответы там все есть. Зачем все эти контроши тогда писать?

Вот так и получилось, что учатся дети исключительно из-за страха перед наказанием

А это уже мучение, а не обучение. Как взрослые всю жизнь ходят на нелюбимую работу, зарабатывая этим постоянные неврозы. Так и наши дети 11 лет ходят в школу, как на каторгу. Любовь и тяга к знаниям сейчас есть лишь у единиц.

Скучная, несовременная и нелогичная школьная программа усугубляется навязанными родительскими страхами и амбициями:

  • Не поступишь никуда — всю жизнь продавцом будешь работать!
  • Двойки принесешь — домой не приходи, позорище!
  • Да я всю жизнь на тебя пашу, чтобы у тебя в жизни все было, неблагодарная!

И ещё много других взрослых мотивационных шедевров.

-2

Так что же делать? Отказаться от своих родительских притязаний? Пустить всё на самотёк? Очевидно, нет

Но необходимо уберечь ребят от повседневного стресса, не отрекаясь при этом от своих разумных требований.

Единственно правильная мотивация к обучению — это подлинное желание учиться, узнавать новое, развивать свои навыки.

Подобно взрослому, который любит свою работу, будет счастлив и школьник, который ЛЮБИТ учиться.

Ребёнок может получать хорошие отметки не для того, чтобы порадовать родителей, не для того, чтобы быть лучше другого ученика, а исключительно для себя самого, чтобы развивались и процветали его способности и таланты. Чтобы ученик сам был от этого рад и горд, испытывал удовлетворение, нравился сам себе.

И чтобы этот принцип сработал, его должны понимать все: дети, учителя, родители.

Отсутствующая школьная мотивация — эта проблема сразу для всех:

  • ребёнок учится из под палки, руководствуясь исключительно страхом избежать родительского гнева;
  • родители тревожатся за будущее ребёнка;
  • учителя хватаются за голову, не понимая, как учить такого ученика;
  • школа давит на всех участников процесса, ведь портятся показатели и рейтинги.

Что можно сделать в этой ситуации? Как мотивировать ребёнка?

Тут поможет нечто среднее между давлением и невмешательством. Родитель не должен становиться учителем, надзирателем и судьей. Ему нужно стать проводником и подсказчиком, помочь ребёнку найти верную мотивацию к учению, которая учитывает личность, возраст и потребности ребёнка.

От родителей часто слышны фразы:

  • Он сдается при малейших трудностях.
  • Он не прилагает усилий.
  • Он просто ленится, не хочет стараться.

А на самом деле это — просто отсутствие мотивации. Что делать?

1. Дети должны быть активными. Искусство маленьких шагов

У наших детей всё есть. Любые 33 удовольствия они получают по первому требованию. Так мы их растим с пелёнок. Ноль усилий, максимум благ. Всё лучшее детям. Знакомо?

С одной стороны, дети имеют всё, что пожелают, без усилий. И при этом мы рассчитываем, что они будут стараться просто так, без цели, без награды. И это противоречит человеческой психологии.

Если всё падает с неба, зачем напрягаться? Удовольствия и блага не должны быть дарованы ребёнку немедленно. Ради них надо потрудиться. И к этому стоит приучать детей с самого раннего (более или менее сознательного) возраста.

-3
  • Дисциплина — минимальная: «Мой ребёнок просто гиперактивен!»
  • Практически всё разрешено: «Они же дети!»
  • Ответственности никакой (ювенальная юстиция, детские права и всё такое).
  • Неприспособленность детей почти норма: «Ну подумаешь, шнурки не умеет завязывать, купим кроссовки с липучками».

Чтобы замотивировать детей, просто необходимо сделать их более активными и самостоятельными в практическом смысле.

-4

Удивительно, но следующий пункт противоположен первому. Именно крайности отдаляют нас от золотой середины и правильных решений.

2. У ребёнка должно быть время на ничегонеделание

У детей часто три, четыре и даже шесть дополнительных занятий в неделю. А бывает и по нескольку развивашек в один день. И это всё не считая школы и домашних заданий.

Родители стараются максимально занять детей, чтобы не болтались без дела и меньше проводили времени за гаджетами. И это, в целом, неплохо. Но дети испытывают тот же стресс, что и взрослые при чрезмерной нагрузке, а это полностью убивает мотивацию.

-5
А ещё удивительнее то, что у некоторых родителей получается совмещать эти две крайности из первого и второго пунктов.
Максимальная загруженность развивающими занятиями сочетается с полным отсутствием воспитания как такового.

3. Родительские амбиции и культ социального успеха не должны стоять во главе угла

Как только ребёнок появляется на свет, родители начинают планировать стратегию его развития: грудничковое плавание, ранее интеллектуальное развитие, Монтессори сад, гимназия, репетиторы, вуз, и конечно, престижная высокооплачиваемая работа.

Жизнь маленького человека расписана по минутам на годы вперёд. Все хотят, чтобы их ребёнок был самым красивым, самым умным, самым сильным…

Такое вот нарциссическое продолжение себя любимого. «Будет как я, и даже лучше!» Понимаете?

-6

Взрослые пытаются компенсировать всё то, чего не было у них, мечтают о том, что чадо добьётся тех высот, которых не достигли.

Поэтому и получается, что двойка в дневнике — для мамы сродни катастрофе. «Если ребёнок двоечник — это значит и я такая-сякая, неуспешная», — примерно так это чувствуют родители. Задета их самооценка. А шишки все падают на школяра.

Важно понимать: успехи и неудачи наших детей нам не принадлежат. Не надо делать ставку на детей! Это их жизнь, а не скачки.

Ответьте себе на вопрос: вы любящий родитель или родитель школьника?

Глобальная родительская ошибка состоит в том, что с началом школьного периода родитель превращается в родителя ученика. И всё взаимодействие внутри семьи сводятся к разговорам о школе, уроках, оценках. Как будто и нет других тем и жизни вне учёбы. Но это ведь не так.

Если вам интересны исследования, связанные с образованием, подписывайтесь на наш канал!

Автор: Марина Каракчиева, психолог, мама ребёнка на СО

Опубликовано ЦСО "Хочу Учиться" школьная аттестация онлайн

-7

Читайте ещё статьи автора о мотивации к обучению:

7 советов психолога, чтобы ребёнок бежал на учёбу

«Ненормальные» особенности младшего школьного возраста

В чём успех Сингапурского образования помимо вклада русских учёных? Где в России применяют сингапурский метод

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц