Критики, филологи и школьные учителя твердят, что у литературы нет пола, есть только хорошие и плохие тексты. Но в реальности гендерная дискриминация существует и в литературе. За 11 лет школьной программы в учебниках мы встречаем множество женских имен, но только три из них – авторки. Это великие русские поэтессы – Анна Ахматова, Марина Цветаева и Белла Ахмадулина. Но где другие? Неужели женщины ничего не писали?! Нет. Большинство женских имен стерто из истории критиками и цензурой, мужчины не хотели конкурировать с женщинами в литературе. Молодой Белинский, самый влиятельный критик прошлого писал: «Никогда женщина-автор не может ни любить, ни быть женою и матерью». Женщины на протяжении столетий боролись за свое место в литературе. И наша задача не растерять их накопленный опыт и не дать забыть об их неоценимом вкладе.
Москва
Марина Цветаева (8 октября 1892 – 31 августа 1941 гг.)
Родители повлияли на любовь к музыки и античной мифологии.
Цвет Греции и слава Рима, —
Неисчислимые тома!
Здесь — сколько б солнца ни внесли мы —
Всегда зима.
Была в отношениях, как с мужчинами, так и с женщинами.
«Любить только женщин (женщине) или только мужчин (мужчине), заведомо исключая обычное обратное — какая жуть! А только женщин (мужчине) или только мужчин (женщине), заведомо исключая необычное родное — какая скука!»
Написанное в эмиграции остается неопубликованным.
«Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант, что я по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, оттуда…»
1 августа 1941 года покончила жизнь самоубийством, оставив три предсмертные записки: тем, кто будет её хоронить, Асееву и сыну.
Белла Ахмадулина (10 апреля 1937 – 29 ноября 2010 гг.)
Родилась в Москве в 1937 году, под именем Изабелла.
«Я рано спохватилась и сократила это имя до «Белла».
Первые стихи напечатал в 1955 году журнал «Октябрь»
На грядках зеленого огородика,
Где тянется хмель к кривому крыльцу,
Я неожиданно встретила Родину,
С нею столкнувшись лицом к лицу.
Известнейшее стихотворение Белла написала в 22 года.
По улице моей который год
звучат шаги - мои друзья уходят.
Друзей моих медлительный уход
той темноте за окнами угоден.
Была замужем 4 раза, В 1974 году поэтесса вышла замуж в последний раз — за скульптора Бориса Мессерера.
После смерти поэтессы Борис Мессерер написал книгу-воспоминание «Промельк Беллы», а в Тарусе установили памятник Ахмадулиной, который изготовили по его эскизам.
"Я никогда не готовила своих книг. Никогда! Когда-то я была запретным поэтом, и это меня тоже мало интересовало. Надо быть чистым перед диктатом свыше. Надо думать, не о книгах, а о том, чтобы не провиниться перед своей совестью, перед чистотой звука".
Наталья Горбаневская (26 мая 1936 - 29 ноября 2013 гг.)
Основа поэзии – политическая тематика.
Сидят от А до Я,
надеются на Фултон,
на атомную бомбу да
на третью мировую…
И плакать нам нельзя,
по крайней мере гулко,
а только биться лбом — куда?
— в стену непробивную.
Была задержана КГБ в связи со знакомством с А. Терехиным и В. Кузнецовым, после выступала против них в суде, о чем жалела.
«Вот это самый мрачный момент в моей истории жизни, мною мне не прощенный».
Участница сидячей демонстрации против ввода войск в Чехословакию.
«Общепонятно лишь одно: «благоразумное молчание» может обернуться безумием — реставрацией сталинизма».
В советской печати стихи Горбаневской почти не публиковались.
С 1959 года стихи Горбаневской распространялись в Самиздате; они включены были в журнал «Синтаксис», альманахи «Феникс».
Санкт-Петербург
Надежда Тэффи (9 мая 1872 – 6 октября 1952 гг.)
Впервые имя Тэффи появляется в декабре 1901 года.
«Прятаться за мужской псевдоним не хотелось. Малодушно и трусливо. Лучше выбрать что-нибудь непонятное, ни то ни сё. Но — что? Eй нужно такое имя, которое принесло бы счастье. Лучше всего имя какого-нибудь дурака — дураки всегда счастливые»
Была известна сатирическими стихами и фельетонами, входила в состав постоянных сотрудников журнала "Сатирикон".
В 1910 году в издательстве "Шиповник" вышла первая книга стихотворений «Семь огней» и сборник «Юмористические рассказы».
Я зажгу свою свечу!
Дрогнут тени подземелья,
Вспыхнут звенья ожерелья,
— Рады зыбкому лучу.
Ее называли «королевой русского юмора». Она шутила, как в прозе, так и в лирике, так и в жизни.
И. Бунин: «Надежда Александровна! Целую ваши ручки и прочие штучки!»
Н. Тэффи: «Ах, спасибо, Иван Алексеевич. Спасибо за штучки! Их давно уже никто не целовал!»
Эмиграция меняет направление ее творчества от сатиры к философии.
«Боялись смерти большевистской – и умерли смертью здесь… Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда»
Мирра Лохвицкая (19 ноября 1869 - 27 августа 1905 гг.)
Существует легенда, согласно которой, умирая, прадед Марии Кондрат Лохвицкий произнёс слова: «ветер уносит запах мирры…» и изменить имя Мария решила, узнав о семейном предании.
«Мирре Лохвицкой <…> Бальмонт сказал, что любил её и продолжает любить до сих пор: её портрет сопровождает его во всех путешествиях».
– Фидлер Ф.Ф.
Её считают основоположницей русской «женской поэзии» ХХ века, открывшей путь А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой.
«Теме женской любви подчинено всё её творчество; иногда встречаются исторические мотивы. Мастеровитые стихи богаты образами и сравнениями, их структура определяется параллелизмами, они не повествовательны, проникнуты романтикой, эротикой, в них выражается приятие мира как принцип — и по отношению к возлюбленному, и к смерти»
— В. Казак
Имея огромное массовое признание, после смерти Лохвицкая была практически забыта.
Как писал М. О. Гершензон, «стихотворения Лохвицкой не были оценены по достоинству и не проникли в большую публику, но кто любит тонкий аромат поэзии и музыку стиха, те сумели оценить её замечательное дарование…».
Мария Шкапская (15 октября 1891 – 7 сентября 1952 гг.)
В периодике появилась впервые в 1910 году со стихотворением на смерть Льва Толстого.
В начале 1920-х годов была принята в члены петроградского Союза поэтов, представив к рассмотрению ещё не опубликованную книгу стихов «Mater Dolorosa».
Как глухо плачет море!
Как даль кругом пуста!
Рассказываю горе,
прижав к земле уста.
В 1925 году оставила поэзию и занялась журналистикой. Работала разъездным очеркистом в газете "Правда" и в ленинградской "Красной газете".
Интересовалась собаководством, устраивала выставки, вывела породу коричневых пуделей с различными оттенками.
Характерной для Шкапской является форма стихов, записанных как проза, без специфической стиховой графики:
Причастницей войду в твою постель, закрыв глаза и открывая губы, и будет медь звенящая и трубы, и закачается над нами лёгкий Лель.
В середине 1920-х годов творчество Шкапской подверглось резким нападкам советской критики: в ряде рецензий говорилось о «пагубности» мировоззрения поэтессы, «насквозь физиологичном и иррациональном», которое «заводит в тупик», а сама поэтесса была названа «эпигоном упадничества».
Её поэзия была почти забыта в СССР, о ней вспомнили лишь в середине 1990-х годов.
Татьяна Толстая (3 мая 1951 г. )
В 1983 году написала первый рассказ под названием «На золотом крыльце сидели…».
«На четыре времени года раскладывается человеческая жизнь. Весна!!! Лето. Осень… Зима?»
В 1990 году писательница уезжает в США, где ведёт преподавательскую деятельность.
После четырёх месяцев пребывания в Америке отмечала, что «мозг её превращается в фарш или салат, где смешиваются языки и появляются какие-то недослова, отсутствующие как в английском, так и в русском языках».
В 1991 году начинает журналистскую деятельность.
Ведёт собственную колонку «Своя колокольня» в еженедельной газете «Московские новости», сотрудничает с журналом «Столица», где входит в состав редколлегии.
Дебютный роман «Кысь» показывает жизнь после апокалипсиса с потерявшими былой облик людьми и странными животными.
Нет худшего врага, чем равнодушие! С молчаливого согласия равнодушных как раз и творятся все злодейства.
В 2011 году вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России». Лауреат множества литературных премий и телевизионной премии «ТЭФИ» (2003).
Одесса, Украина
Анна Ахматова (23 июня 1889 – 5 марта 1966 гг.)
Первые публикации под именем «Анна Ахматова» появились в 1911 году.
На руке его много блестящих колец
- Покоренных им девичьих нежных сердец.
Там ликует алмаз, и мечтает опал,
И красивый рубин так причудливо ал.
Репрессиям были подвергнуты близкие ей люди: первый муж, третий муж и сын.
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.
С 1923 по 1934 практически не печаталась. Ахматова подвергалась замалчиванию, цензуре и преследованиям.
«С середины 20-х годов мои новые стихи почти перестали печатать, а старые — перепечатывать»
Ахматову писали и рисовали многие художники. Любимый портрет поэтессы написал Амедео Модильяни.
«Ахматовская поэзия совершенно далека от народа. Это — поэзия десяти тысяч верхних старой дворянской России, обречённых»
- А.А. Жданов.
Была дважды номинирована на Нобелевскую премию по литературе.
Вера Инбер (10 июля 1890 – 11 ноября 1972 гг.)
Первая книга Веры Инбер «Печальное вино» вышла в Париже за средства самой поэтессы.
«Моя душа давно была маркизой.
Она любила тонкие духи,
Улыбки, полонезы, менуэты,
Ей доверяли тайны и секреты»
В 1914 г. начала работать журналистом, писала прозу и очерки, ездила по стране и за рубеж.
«Из всего, что было написано на земле, я читала только Диккенса и Франса. Один приходил с радостными слезами, другой — с грустной улыбкой. Один утверждал, что главное в мире — это сердце, другой утверждал — ум».
Перу Инбер принадлежит текст популярной песни «Девушка из Нагасаки».
«Он юнга, его родина – Марсель,
Он обожает пьянку, шум и драки.
Он курит трубку, пьет английский эль,
И любит девушку из Нагасаки.»
Проведя три года в блокадном Ленинграде написала книгу «Почти три года».
«Мы и не видали лета красного.
Видели только, как кровь течет»
Белёв
Зинаида Гиппиус (20 ноября 1869 - 9 сентября 1945 гг.)
Поначалу Гиппиус и Мережковский заключили негласный уговор: она будет писать исключительно прозу, а он — поэзию.
Мережковский объявил о том, что сам собирается нарушить договор: у него возникла идея романа о Юлиане Отступнике. С этого времени они писали и стихи, и прозу каждый, в зависимости от настроения.
Стихотворения, опубликованные в «Северном вестнике», — «Песня» и «Посвящение».
Но плачу без слез о неверном обете,
О неверном обете...
Мне нужно то, чего нет на свете,
Чего нет на свете.
Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи -воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя». и творила их, по собственным словам, «словно молитву».
«Стихи её — это воплощение души современного человека, расколотого, часто бессильно рефлективного, но вечно порывающегося, вечно тревожного, ни с чем не мирящегося и ни на чём не успокаивающегося».
- М. Гофман
Естественная и необходимейшая потребность человеческой души всегда — молитва. Бог создал нас с этой потребностью. Каждый человек, осознает он это или нет, стремится к молитве.
Таганрог
София Парнок (11 августа 1885 – 26 августа 1933 гг.)
Печатать стихи начала с 1906 года.
После распада неудачного брака обращала своё чувство только на женщин, что нашло отражение в её лирике.
К этому времени относится её роман с Н. П. Поляковой, которой посвящено много стихов Парнок.
С 1913 года публиковала стихи, переводы с французского и критические статьи под псевдонимом «Андрей Полянин».
В 1914 году познакомилась с Мариной Цветаевой. Та посвятила ей цикл стихотворений «Подруга».
Под лаской плюшевого пледа
Вчерашний вызываю сон.
Что это было? — Чья победа? —
Кто побежден?
Выпустила в Москве четыре сборника стихов: «Розы Пиерии», «Лоза», «Музыка», «Вполголоса».
Последние два сборника вышли в издательстве «Узел», причём «Вполголоса» — тиражом всего 200 экземпляров.
Люблин, Польша
Лариса Рейснер (13 мая 1895 – 9 февраля 1926 гг.)
Первым произведением Рейснер была героико-романтическая пьеса «Атлантида»
«Необычайную красоту её, необычайную потому, что в ней начисто отсутствовала какая бы то ни было анемичность, изнеженность, — это была не то античная богиня, не то валькирия древнегерманских саг…»
- Ю. Н. Либединский
В 1915—1916 вместе с отцом выпускала литературный журнал «Рудин» (вышло 8 номеров), задачей которого было «клеймить бичом сатиры, карикатуры и памфлета все безобразие русской жизни».
В 1916—1917 Рейснер переживает бурный роман с Н. С. Гумилевым.
Под именем «Гафиза» поэт выведен в «Автобиографическом романе», не публиковавшемся при жизни Рейснер.
Восторженное отношение к Л. М. Рейснер Б. Л. Пастернака, считавшего её «воплощённым обаянием», дало ему основание назвать Ларисой главную героиню своего романа «Доктор Живаго».
Село Сорвижи
Татьяна Смертина (2 декабря 1948 г.)
Лауреат премии Ленинского комсомола (1985), Всероссийской Есенинской премии (1995), премии им. Н. А. Заболоцкого (2003).
Овладела в трехлетнем возрасте самостоятельно. Сначала создавать и читать с деревенской сцены с 5 лет.
Стихи звучали по радио и телевидению.
Какое счастье — быть с тобою!
Твоих ресниц сплошная тьма…
С такою жгучей красотою —
До гроба мне сходить с ума!
Авторка книг: «Брусничный огонь», «Черничная царица», «Венец из ярых пчёл», «Синевластье глаз», «Край Света», «Село Сорвижи» и др.
Вы — единственная, кто, живя на Земле, постанывая от стыда за грехи земные, столь проникновенно и ясно видит небо, слышит голос чистейших его лучей.
- Алим Теппеев
Обладает уникальной силой и неповторимой манерой чтения своих стихов перед публикой. Врожденная яркая индивидуальность: свой стиль, свое личное направление в поэзии, своя философия жизни.
«Бывает так: читаешь стихи и мало что видишь, слова сложены в стихотворение – и всё! Не чувствуешь кроны стихов, не слышишь эхо…
Женщины в русской литературе появились еще во времена Державина, но их творчество всячески порицалось. Многих писательниц и поэтесс стерли из истории литературы. Что привело к распространению мнения о том, что женщины не участвовали в развитии русской культуры. Карта поэтесс и писательниц показывает, что это мнение ошибочно.
А знаете ли Вы поэтесс и писательниц, о которых не пишут в учебниках литературы? Пишите в комментариях!
#феминизм #женщины #литература #поэзия