Мы описываем эмоции с разной детализацией. Кто-то функционирует по принципу бинарного кода и просто говорит, что чувствует себя хорошо или плохо. А кто-то понимает, что испытывает благодарность, заинтересованность, гордость, увлечённость, любовь... Точно так же "плохое настроение" может означать страх, скуку, злость, раздражённость, зависть, стыд и другие неприятные эмоции. Да и "плохо" от небольшого недосыпа довольно сильно отличается от "плохо", когда сидишь на скучном совещании с температурой 38.
Эмоциональная система настолько сложна, что для управления ей нам понадобился целый отдельный "интеллект" — эмоциональный. Это способность человека оценивать собственные и чужие эмоции и управлять чувствами для эффективного решения задач. Еще древние греки задумывались над этим, полагая, что мудрый человек — это тот, кто способен объединить ум, логику и эмоции.
Серьёзно изучать эмоциональный интеллект начали относительно недавно — около 30 лет назад. Но уже понятно, что уровень эмоционального интеллекта влияет на успехи в карьере и качество личных отношений. От него зависят общая удовлетворенность жизнью (то есть счастье), хорошее настроение — та его часть, которая стабильна и является чертой характера, самооценка и оптимизм (1). А некоторые современные психологи считают, что эмоциональный интеллект важнее, чем IQ: он помогает не только выстраивать отношения с людьми, но и лучше бороться со стрессом, решать проблемы и чувствовать себя “у руля”.
Согласно основной модели, которую применяют современные ученые (2), эмоциональный интеллект делится на несколько уровней — от физиологических реакций (восприятие) до более сложных психологических процессов (например, рефлексия и управление эмоциями):
1) Восприятие эмоций
Самый первый шаг к пониманию эмоций — это правильное восприятие: глазами, ушами, иногда даже с помощью осязания. Сюда относится не только восприятие смыслов, но и считывание невербальных сигналов — например, языка тела и выражения лица.
2) Рассуждение на основе эмоций
Это способность человека выстраивать мыслительный процесс на основе эмоций. Эмоции помогают нам расставлять приоритеты, указывая, на что надо обратить внимание и, соответственно, отреагировать. Причём эмоциональная система — настолько древний механизм, что этот этап часто даже не осознаётся и приходится тренироваться, чтобы научиться не действовать "в запале".
По идее, человек с высоким эмоциональным интеллектом может влиять на своё настроение, чтобы оно лучше подходило к выполняемым задачам. Например, трудные задачи, требующие сосредоточенности и внимательности к деталям, лучше выполняются, если настроение слегка грустное. А вот хорошее настроение — это стимул для творческого мышления (хотя поэты с этим бы, наверно, поспорили).
3) Понимание эмоций
Эмоции могут иметь тысячи значений, и нам приходится постоянно их интерпретировать и доискиваться до причин: начальник зол, потому что он недоволен твоей работой или просто не успел выпить кофе с утра? Разные ответы на этот вопрос подразумевают совершенно разные реакции.
Кроме того, очень редко доминирует какая-то одна эмоция (mixed signals, вот это всё). Несколько эмоций обычно наслаиваются друг на друга, и всё становится ещё сложнее. Сочетания бесконечны, поэтому возникает целый спектр разных эмоций, который помогает принимать решения что делать, а что — нет. Умение различать оттенки эмоций и делить их на большее количество групп — признак высокого эмоционального интеллекта.
4) Управление эмоциями
Способность управлять эмоциями — важнейший элемент эмоционального интеллекта. Сюда относится контроль над собственными эмоциями и адекватные реакции в ответ на эмоции других людей.
Некоторые специалисты добавляют к эмоциональному интеллекту еще несколько параметров — нашу любимую мотивацию, саморегуляцию, эмоциональную осознанность, стрессоустойчивость и другие. Но в любом случае развитый эмоциональный интеллект — ценный навык.
Навык — значит, можно его развивать. Хотя многие особенности эмоциональной сферы являются врожденными, эмоциональный интеллект можно повышать в течение жизни. В отличие, кстати, от IQ, который заложен генетически. Работа с эмоциями вполне возможна, если понимать, что при этом происходит в голове: рациональное и эмоциональное тесно переплетаются, мозг постоянно создаёт мысли и чувства, он пластичен и может меняться. Интересно, как это делать?
— — — — —
1) Schutte N. S. et al. (2002). Characteristic emotional intelligence and emotional well-being. Cognition & Emotion, 16(6), 769-785.
2) Salovey P., Grewal D. (2005). The science of emotional intelligence. Current directions in psychological science, 14(6), 281-285.
Что такое эмоциональный интеллект
1 декабря 20211 дек 2021
15
3 мин