Найти тему

Как слушать оперу?

Опера – зрелищный и изысканный вид искусства. Однако оперные спектакли в наше время часто воспринимаются зрителем с трудом. Как быть, если вам предстоит поход в оперу? Вот небольшая и не вполне серьезная (но и не вполне шуточная) инструкция.

Джованни Паоло Панини. Представление в театре «Арджентина» (1747)
Джованни Паоло Панини. Представление в театре «Арджентина» (1747)

Оперный спектакль складывается из четырех компонентов: либретто, музыка, режиссура, исполнение. Рассмотрим их по порядку.

1. ЛИБРЕТТО

Это текст оперы. Оперные сюжеты зачастую переусложнены, ненатуральны и мелодраматичны. Поэтому либретто надо просто принять как данность и не пытаться анализировать или искать логику (это чревато заворотом мозговых извилин, а они еще вам пригодятся для высших целей).

Хорошая новость. Оперы часто основываются на сюжетах книг, и в таком случае либретто обычно выглядит вполне пристойно.

Плохая новость. К особо выдающимся либретто даже сами исполнители не могут привыкнуть на протяжении десятилетий, а при попытках пересказать сюжет дело, бывает, доходит до нервного срыва. Будьте осторожны, берегите себя, привыкайте постепенно!

Рекомендация. Если вы благоразумны, лучше начинать с вещей простых и понятных – «Евгений Онегин», «Кармен», «Риголетто». Если склонны рисковать, то можно перейти сразу к «Трубадуру» – чемпиону по части несуразностей. Если выдержите это испытание, все остальные оперные сюжеты покажутся вам воплощением логики, нормальности и здравого смысла. Бонус: да и вообще все остальные сюжеты чего угодно, включая фильмы о супергероях и мыльные оперы.

Эскизы и иллюстрации: «Евгений Онегин», «Трубадур», «Риголетто», «Севильский цирюльник»
Эскизы и иллюстрации: «Евгений Онегин», «Трубадур», «Риголетто», «Севильский цирюльник»

2. МУЗЫКА

Для начала лучше выбрать какую-нибудь классическую оперу.

Классическая опера представляет собой вереницу отдельных номеров (арии, дуэты, ансамбли), свободное пространство между которыми заполнено… чем-нибудь. Ну, как в фигурном катании – есть прыжки и есть все остальное. Или как в кексе – есть изюминки и есть то, что между ними. Наиболее популярные оперы (Моцарт, Верди, Бизе, Чайковский) выстроены именно по номерному принципу.

И зачастую зрители выковыривают эти оперные «изюминки», игнорируя все остальное.

Хорошая новость. Так тоже можно.

В этом случае опера выглядит примерно следующим образом.

Увертюра (тут важно не упустить момент, когда оркестр уже перестал бессмысленно пиликать, настраивая инструменты, и началась собственно опера – да-да, это уже она, неважно, что люди в зале продолжают шуршать, болтать и кашлять, не уподобляйтесь им, если дирижер уже машет палочкой – бежать поздно). Речитатив, хор, какая-то красивая ария, речитатив, речитатив, хор, еще красивая ария, речитатив, речитатив, да когда же оно кончится…

Антракт. Буфет, шампанское. Еще шампанское.

Второе действие. Борьба со сном. Тычок локтем от соседа, на плече которого вы устроились вздремнуть. Попытки сообразить, что происходит на сцене. Красивая ария, сосед кричит «браво» прямо вам в ухо. Речитатив, хор, речитатив. Красивая ария… черт возьми, эту музыку я знаю, так вот она откуда, тирьям-пам-пам! Тычок локтем от соседа, которому не нравится, что вы подпеваете вслух. Речитатив. Внезапно голос солиста взмывает к небесам, оркестр гремит… Это был оперный финал. Занавес, аплодисменты.

Теперь надо проявить известную ловкость и выбраться из водоворота толпы, потому что половина зрительного зала хлынула вперед, к сцене, чтобы похлопать артистам и запечатлеть в памяти (собственной или цифровой), как они выходят на поклоны, трогательно путаясь в занавесе, а вторая половина в это время с тем же пылом устремилась в гардероб в надежде избежать очередей. (Спойлер: у них не получится. Очередь в гардероб – это нечто вроде краеугольного камня, если вынуть его из основания театра, то все рухнет. Поэтому в театрах все устроено так, чтобы очереди ни в коем случае не становились короче. Своей толкотней в гардеробе после спектакля мы поддерживаем хрупкий храм искусства, давайте помнить об этом и не злиться чрезмерно.)

Плохая новость. Не все оперы имеют номерную композицию. Чем ближе к современности, тем выше вероятность, что в этом кексе вовсе не будет никаких изюминок, то есть напевных запоминающихся мелодий, которые можно насвистывать по дороге домой. В особо сложных случаях остается ощущение, что оркестр настраивал инструменты все три часа кряду, а певцы весь вечер забавлялись вокальными экспериментами, забыв исполнить для вас собственно оперу.

Рекомендация. Начинать лучше, опять же, с хитов. Если понравится «Травиата», «Кармен» или «Севильский цирюльник», то есть вероятность, что потом подтянутся и остальные.

Оперные композиторы: Верди, Чайковский, Россини и Пуччини
Оперные композиторы: Верди, Чайковский, Россини и Пуччини

3. РЕЖИССУРА

Опасность первая. Вам попалась археологическая древность, присыпанная нафталином.

Декорации навевают смутные воспоминания о детсадовских новогодних утренниках. Герои нарядны, торжественны и неподвижны, как антикварная мебель, и силятся передать всю гамму человеческих чувств одним лишь движением густо подведенных бровей.

Рекомендация. Представить, что вы перенеслись на машине времени в прошлый (или позапрошлый) век и оказались в тогдашнем театре. Наводить двойной лорнет на ложи незнакомых дам, обмахиваться веером (или хотя бы программкой) и все такое.

Опасность вторая. Вам попался модный, экстравагантный, современный популярный режиссер-новатор.

...Статуя Командора приходит к Дон Жуану в костюме римского папы и с топором. Почему с топором? Вот видите, как мало вы знали о римском папе.

...Онегин не стреляется с Ленским, а сбивает его мотоциклом. Вы недовольны? Подумайте о том, что Онегин мог бы, скажем, отрезать ему голову, и возблагодарите судьбу.

...Гамлет разгуливает по сцене голышом. А вы думали, почему вам в гардеробе так настойчиво предлагали бинокль?

Рекомендация. Развивайте эмпатию, учитесь сопереживать. Посмотрите на тенора с ведром на голове: ему тоже плохо. Вы-то хоть можете отвернуться, а ему деваться некуда. Посмотрите на сопрано. Думаете, ей нравится петь вверх тормашками? Кармен тоже не в восторге от того, что приходится танцевать на канате в костюме Кинг-Конга, но у нее дома трое детей, а вы сами знаете, какие нынче цены на все.

Вверху: «Волшебная флейта», Брно, 1793. Внизу: «Борис Годунов», Париж, 2018 (фото Agathe Poupeney)
Вверху: «Волшебная флейта», Брно, 1793. Внизу: «Борис Годунов», Париж, 2018 (фото Agathe Poupeney)

4. ИСПОЛНЕНИЕ

Мы избалованы кинематографом. Мы смотрим фильм и предъявляем множество претензий актерам: как-то не так выглядит, что-то не то играет… А ведь перед нами результат множества дублей и разного рода технических ухищрений, которые подтягивают реальность к желаемому результату. Но зритель все равно то и дело недоволен.

В опере еще сложнее. Главное для исполнителя – вокальные данные. Внешность и актерский талант – по остаточному принципу, как повезет. А мы ведь привыкли оценивать создаваемый образ именно по этим двум качествам! Почему вдруг Ромео убелен благородными сединами и оснащен отнюдь не бутафорским брюшком? Как почтенная матрона с недвусмысленно женственными формами может изображать… даже не Джульетту, а, скажем, хрупкого юношу Керубино?

Плохая новость. Решения у этой проблемы нет. Опера – это музыка и пение, а голос небесной красоты и тончайшая музыкальность могут найти пристанище в абсолютно любой телесной оболочке.

Хорошая новость. Современный оперный театр все же стремится преодолеть это противоречие и сделать шаг навстречу зрителю, которому и так нелегко. Исполнители сами понимают, что от них ждут не просто пения, а сценической убедительности, и стараются соответствовать.

«Севильский цирюльник», Большой театр (1913). «Адриана Лекуврер», Royal Opera House (2011)
«Севильский цирюльник», Большой театр (1913). «Адриана Лекуврер», Royal Opera House (2011)

***

Преодолеть условность в этом жанре невозможно. Он весь выстроен на условности.

…Герой умирает, зрители уже поглядывают на часы и в сторону выхода, но умирающий вдруг приподнимается на локте и поет проникновенно еще с четверть часа, выделывая такие фиоритуры, которые не всякому здоровому под силу.

…Героиня совсем было собралась стукнуть канделябром по голове негодяя и насильника, но, уже замахнувшись, вдруг остановилась, чтобы излить свои чувства в душераздирающей арии, и негодяй в свою очередь замер и терпеливо ждет, когда о нем вспомнят.

Опера – особое пространство, со своим языком и своими законами. Но если уделить ей немного доброжелательного внимания, эта шкатулка с секретом раскроется и явит, как на ладони, все свои ослепительные сокровища.

#опера #театр #культура #искусство #классическая музыка #что такое опера #юмор