Молодым авторам, как правило, в начале творческого пути всегда говорят: «Пишите о том, что трогает именно вас, и о том, в чем вы разбираетесь». Видимо, только таким образом можно вызвать реакцию у читателя. Значит, произведение заинтересовало. Именно так считает наша героиня – прозаик, член Союза писателей России Ольга ЗЕЛЕЕВА.
– Какие воспоминания у вас о вашей малой родине – селе Таштып?
– Люди, которые окружали меня – все они были хорошие, яркие… Вообще, мне всегда казалось, что жизнь не ограничивается нашей деревней. Что это не только школа, дом или общественные дела, поручения… Однако и такие маленькие перемены, как переход из одной школы в другую, могут стать запоминающимися. Тогда в Таштыпе было всего две школы – средняя № 1 и восьмилетняя № 2. С переходом в первую школу наше детское восприятие мира, прекрасного сильно изменилось. Помню, как на уроке немецкого языка преподаватель показала картину Сандро Бот- тичелли «Рождение Венеры». Мы стали смеяться. На что учительница сказала: «Странно, почему такая реакция на прекрасное? Вы посмотрите, как художник показал красоту женщины!» Такими простыми и понятными словами она рассказывала о красоте, но это заставило нас замолчать и задуматься. Над другими подобными работами уже никто не смеялся, а внимательно слушал. Мир и правда оказался шире, чем мы думали.
– Когда и как возникла любовь к литературе?
– Из детства. Вернее, она всегда была. В школе чтение очень поощрялось. Мы буквально «глотали» книги одну за другой. Помню, родители зачем-то прятали от меня «Тихий Дон». Но я все равно его прочитала, ничего не поняла. И зачем было его прятать? Но сейчас читаю эту книгу снова и ужасаюсь – сколько в ней описывается мрачных моментов… Как автор смог донести словами все это состояние корчащейся от боли души… Видимо, и правда, понимание многого, в том числе и в литературе, приходит к человеку в определенном возрасте.
Кстати, в школе мы, то есть девичья компания, очень любили роман «Д’Артаньян и три мушкетера» Александра Дюма. Распределяли роли между собой и писали друг другу письма от имени своего героя. Я была Атосом, а девочка, которая была Констанцией, даже сохранила все эти письма. Через какое-то время она мне их показала и заявила: «Я всегда знала, что ты будешь писательницей». Не знаю, что такого она в этих письмах вычитала, сейчас мне кажется, что это было таким нелепым и смешным… Однако тот юношеский момент жизни, те ощущения – они непередаваемы!
– Когда вы впервые при- ехали в Абакан?
– Произошло это в 1992 году, когда окончила экономический факультет Красноярского государственного университета. Приехала сюда, в Абакан, поближе к родным местам, и устроилась экономистом в Хакасское книжное издательство.
Сказать по правде, сначала в Абакане было не очень интересно после Красноярска. Тем более, что никого здесь еще не знаешь, только-только познаешь профессию… Даже люди сначала кажутся самыми обычными, но потом, когда происходят различные ситуации, человек может с такой стороны раскрыться, что ты никогда бы в жизни про него такого не поду- мал. Например, моя наставница Нина Степановна. Она учила смотреть на разные аспекты работы, а потом показывала, как один раздел может вытекать из другого. Казалось, что все это сложно, а на деле выходило просто и довольно гармонично.
– Лично вы общались с авторами, которые приходили с рукописями в издательство?
– Прежде всего, с ними общается, конечно, редактор. Он решает, какое произведение можно готовить к печати, и потом начинается работа. Но да, мне запомнился один молодой автор. Жаль, что не помню его имени. Он написал роман про свое поколение, про четырех друзей. Роман на 400 страницах, который он писал пять лет! Какой большой труд! Каждый день заставлять себя писать, подбирать слова… Настоящий подвиг, я считаю.
– Ольга Юрьевна, в 2009 году вы издали книгу «Привет, Наташа». Расскажите, как это было?
– Сюжет книги основан на событиях, которые произошли со мной в юности. Наташа – это моя подруга, и она же главная героиня. Пока мы молоды, кажется, что это время полно веселья и радости, но лет в сорок, когда ты можешь уже проанализировать пройденный путь, понимаешь, что жизнь-то, оказывается, намного мудрее нас. Она дает тебе людей, которые близки во всем. Но в это же время приходит чувство тревоги, что большая часть жизни уже прошла, многие близкие люди уже далеко, и связь с ними не поддерживается… Вот именно об этом – поиске подруги юности – моя история. Свою Наташу я тоже искала, но нашла, что удивительно, только после того, как книга была напечатана. Теперь мы с ней всегда на связи.
Подписываюсь псевдонимом «Ольга Олегина», потому что моего супруга зовут Олег. Он сначала сопротивлялся, просил «не впутывать», но потом согласился. Ведь чья я сейчас? Олегина.
– Сила литературы! Видимо, она и успех, и вдохновение притягивает, раз уже в 2010 году вы выпустили следующую книгу – «Записки одного исключительно хорошего преподавателя».
– После издательства я устроилась работать преподавателем по бухгалтерскому учету в Сельскохозяйственный колледж. Первые дни было очень непривычно, потому что студенты – люди, любящие задавать вопросы. Много. А ты не всегда готова ответить на все и сразу. Кроме того, студенты требуют знаний больше, намного. Весь этот опыт откладывал свой отпечаток. Кроме того, в это время я читала фантастический роман и решила попробовать написать в том же жанре.
Так и родилась книга «Записки одного исключительно хорошего преподавателя». Главная героиня – учительница, которая, оглядываясь на свою жизнь, жалеет, что так и не стала богатой, самодостаточной и успешной. Жалеет о своей жизни в принципе. И тут с ней происходит
чудо – на утро она просыпается в теле маленькой девочки, которая находится в трудной жизненной ситуации. Думаю, что эта история – пример того, что нам нужно ценить то, что у нас есть, благодарить за жизнь и радоваться ей.
– А как вы понимаете, что книга произвела впечатление?
– Когда говорят, что история будто не закончена. Значит, люди читали, запоминали, анализировали. Что-то понравилось, что-то нет – это нормально. Любая реакция лучше ее отсутствия. Нет ничего хуже, когда приходишь в аудиторию, рассказываешь подготовленный материал, а вопросов у студентов нет. Выходит, информация настолько не по- нравилась, что совсем не о чем спросить… Поэтому когда критикуют – это хорошо. Значит, что-то тронуло. И важно не забывать про юмор.
Что касается героев… Это почти всегда история женщины. Зачастую, ее показывают однобоко. Например, она могла быть успешной, потом что-то пошло не так, она потеряла себя. Либо она смогла перебороть боль и расставание и стала успешной. Как-то сухо. Мы же состоим не только из карьеры, но и из множества движений души, каких-то мечтаний, эмоций. У женщин намного богаче жизнь, чем ее описывают. Но и мужчины могут вдохновить…
Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ
Фото из личного архива Ольги Зелеевой