Найти тему

Женские истории Ольги Зелеевой

Молодым авторам, как правило, в начале творческого пути всегда говорят: «Пишите о том, что трогает именно вас, и о том, в чем вы разбираетесь». Ви­димо, только таким образом можно вызвать реакцию у читателя. Значит, произведение заинтересовало. Именно так считает наша героиня – прозаик, член Союза писателей России Ольга ЗЕЛЕЕВА.

– Какие воспоминания у вас о вашей малой родине – селе Таштып?

– Люди, которые окружали меня – все они были хорошие, яркие… Вообще, мне всегда ка­залось, что жизнь не ограничи­вается нашей деревней. Что это не только школа, дом или общественные дела, поручения… Однако и такие маленькие перемены, как переход из одной школы в другую, могут стать запоминающимися. Тогда в Таштыпе было всего две школы – средняя № 1 и восьмилетняя № 2. С переходом в первую шко­лу наше детское восприятие мира, прекрасного сильно изме­нилось. Помню, как на уроке не­мецкого языка преподаватель показала картину Сандро Бот- тичелли «Рождение Венеры». Мы стали смеяться. На что учи­тельница сказала: «Странно, по­чему такая реакция на прекрас­ное? Вы посмотрите, как художник показал красоту жен­щины!» Такими простыми и по­нятными словами она рассказы­вала о красоте, но это заставило нас замолчать и задуматься. Над другими подобными работами уже никто не смеялся, а внима­тельно слушал. Мир и правда оказался шире, чем мы думали.

– Когда и как возникла лю­бовь к литературе?

– Из детства. Вернее, она всегда была. В школе чтение очень поощрялось. Мы бук­вально «глотали» книги одну за другой. Помню, родители зачем-то прятали от меня «Ти­хий Дон». Но я все равно его прочитала, ничего не поняла. И зачем было его прятать? Но сейчас читаю эту книгу снова и ужасаюсь – сколько в ней описывается мрачных момен­тов… Как автор смог донести словами все это состояние корчащейся от боли души… Видимо, и правда, понимание многого, в том числе и в лите­ратуре, приходит к человеку в определенном возрасте.

Кстати, в школе мы, то есть девичья компания, очень любили роман «Д’Артаньян и три мушкетера» Александра Дюма. Распределяли роли между собой и писали друг другу письма от имени своего героя. Я была Атосом, а девоч­ка, которая была Констанцией, даже сохранила все эти пись­ма. Через какое-то время она мне их показала и заявила: «Я всегда знала, что ты будешь писательницей». Не знаю, что такого она в этих письмах вы­читала, сейчас мне кажется, что это было таким нелепым и смешным… Однако тот юно­шеский момент жизни, те ощу­щения – они непередаваемы!

– Когда вы впервые при- ехали в Абакан?

– Произошло это в 1992 году, когда окончила экономиче­ский факультет Красноярского государственного университета. Приехала сюда, в Абакан, по­ближе к родным местам, и устро­илась экономистом в Хакасское книжное издательство.

Сказать по правде, сначала в Абакане было не очень интерес­но после Красноярска. Тем бо­лее, что никого здесь еще не знаешь, только-только позна­ешь профессию… Даже люди сначала кажутся самыми обыч­ными, но потом, когда происхо­дят различные ситуации, чело­век может с такой стороны раскрыться, что ты никогда бы в жизни про него такого не поду- мал. Например, моя наставница Нина Степановна. Она учила смотреть на разные аспекты ра­боты, а потом показывала, как один раздел может вытекать из другого. Казалось, что все это сложно, а на деле выходило просто и довольно гармонично.

– Лично вы общались с ав­торами, которые приходили с рукописями в издательство?

– Прежде всего, с ними об­щается, конечно, редактор. Он решает, какое произведение можно готовить к печати, и по­том начинается работа. Но да, мне запомнился один молодой автор. Жаль, что не помню его имени. Он написал роман про свое поколение, про четырех друзей. Роман на 400 страни­цах, который он писал пять лет! Какой большой труд! Каждый день заставлять себя писать, подбирать слова… Настоящий подвиг, я считаю.

– Ольга Юрьевна, в 2009 году вы издали книгу «При­вет, Наташа». Расскажите, как это было?

– Сюжет книги основан на событиях, которые произошли со мной в юности. Наташа – это моя подруга, и она же главная героиня. Пока мы молоды, ка­жется, что это время полно ве­селья и радости, но лет в сорок, когда ты можешь уже проана­лизировать пройденный путь, понимаешь, что жизнь-то, ока­зывается, намного мудрее нас. Она дает тебе людей, которые близки во всем. Но в это же время приходит чувство трево­ги, что большая часть жизни уже прошла, многие близкие люди уже далеко, и связь с ними не поддерживается… Вот именно об этом – поиске подруги юности – моя история. Свою Наташу я тоже искала, но нашла, что удивительно, только после того, как книга была на­печатана. Теперь мы с ней всег­да на связи.

Подписываюсь псевдони­мом «Ольга Олегина», потому что моего супруга зовут Олег. Он сначала сопротивлял­ся, просил «не впутывать», но потом согласился. Ведь чья я сейчас? Олегина.

– Сила литературы! Види­мо, она и успех, и вдохнове­ние притягивает, раз уже в 2010 году вы выпустили сле­дующую книгу – «Записки одного исключительно хоро­шего преподавателя».

– После издательства я устроилась работать преподавателем по бухгалтерскому учету в Сельскохозяйственный кол­ледж. Первые дни было очень непривычно, потому что студен­ты – люди, любящие задавать вопросы. Много. А ты не всегда готова ответить на все и сразу. Кроме того, студенты требуют знаний больше, намного. Весь этот опыт откладывал свой от­печаток. Кроме того, в это время я читала фантастический роман и решила попробовать написать в том же жанре.

Так и родилась книга «Запи­ски одного исключительно хо­рошего преподавателя». Глав­ная героиня – учительница, которая, оглядываясь на свою жизнь, жалеет, что так и не стала богатой, самодостаточ­ной и успешной. Жалеет о сво­ей жизни в принципе. И тут с ней происходит
чудо – на утро она просыпается в теле ма­ленькой девочки, которая на­ходится в трудной жизненной ситуации. Думаю, что эта исто­рия – пример того, что нам нужно ценить то, что у нас есть, благодарить за жизнь и радо­ваться ей.

– А как вы понимаете, что книга произвела впечатле­ние?

– Когда говорят, что исто­рия будто не закончена. Зна­чит, люди читали, запоминали, анализировали. Что-то понра­вилось, что-то нет – это нор­мально. Любая реакция лучше ее отсутствия. Нет ничего хуже, когда приходишь в аудиторию, рассказываешь подготовлен­ный материал, а вопросов у студентов нет. Выходит, ин­формация настолько не по- нравилась, что совсем не о чем спросить… Поэтому когда критикуют – это хорошо. Зна­чит, что-то тронуло. И важно не забывать про юмор.

Что касается героев… Это почти всегда история женщи­ны. Зачастую, ее показывают однобоко. Например, она мо­гла быть успешной, потом что-то пошло не так, она потеряла себя. Либо она смогла перебо­роть боль и расставание и ста­ла успешной. Как-то сухо. Мы же состоим не только из карье­ры, но и из множества движе­ний души, каких-то мечтаний, эмоций. У женщин намного бо­гаче жизнь, чем ее описывают. Но и мужчины могут вдохно­вить…

Беседовала Анастасия СПАЛЕВИЧ

Фото из личного архива Ольги Зелеевой