Сейчас людей, празднующих день Рождения, называют именинниками. Именины – день памяти святого, в честь которого назвали человека – могут выпадать на совершенно другую дату. А ведь слова «деньрожденник» почему-то нет. Так откуда же такая путаница?
До революции помимо многочисленных церковных праздников были и праздники частного характера. Главные из них - дни Рождения и именины, из которых именины считались более значимыми. В крестьянской среде детей старались крестить как можно скорее, иногда даже в первый день, а имена выбирали по святцам. Возможно, из-за высокой детской смертности и суеверия, что если младенец умрёт некрещёным, то на том свете его будет ждать «холодный приём». Более того, считалось, что ряды русалок и прочей водяной нечисти пополняют не только утопленники, но и некрещёные дети. Получалось, что именины совпадали с днём Рождения, либо выпадали на следующую дату. В этом случае устраивали один общий праздник. Дворяне чаще выбирали имена детям на свой вкус, поэтому праздновали и то, и другое. При этом не отмечать считалось плохой приметой. Народное поверье гласило, что в случае «саботажа» весь год до следующих именин человека будут преследовать неудачи.
Разумеется, в каждой семье были свои традиции. Довольно часто люди заказывали молебны за здравие. Героев торжества приходили поздравить все знакомые. Важен был сам факт визита, поэтому старались забежать хоть на минуту. Приглашения для этого не требовалось. В "Записках современника" С. П. Жихарева не раз упоминается эта хлопотная обязанность. «Вчера изъездил пол-Москвы с поздравлениями именинниц и насилу сегодня отдохнул. Будь это не по обязанности, изъездил бы всю Москву и, конечно бы, вовсе не устал». «Целый день таскался с поздравлениями по именинникам. Я, право, не думал, чтоб у меня столько было знакомых Дмитриев; и все они, на беду мою, живут в противоположные частях города: одни в Лефортове, другие на Пречистенке, третьи у Серпуховских ворот, а Цицианов на Поварской. Околесил, конечно, пол-Москвы, покамест добрался до Газетного переулка к чудаку Митро Хотяйнцеву». В другой заметке автор также сетует на обилие знакомых Екатерин. На сам праздник приглашали отдельно, хотя близкие друзья могли прийти и без подобных формальностей. Типичный пример празднования именин в дворянской среде можно увидеть в «Евгении Онегине», и дни Рождения выглядели аналогично.
Несколько слов о самом крещении. Дело это было очень ответственное. Кум должен был приобрести крест и после крещения отблагодарить церковнослужителей. Кума традиционно привозила ризки, то есть отрезы тканей в подарок матери крестника. Среди гостей могла быть повивальная бабка. Тогда родители и гости также благодарили и её, положив ей деньги на поднос. Через шесть недель после крестин мать с ребёнком навещала куму. Та подпоясывала малыша и делала ему подарок. Обряд крещения иногда мог проводиться на дому (за дополнительную плату). Тогда же малыш получал имя. Обычно его выбирали из числа святых, дни которых приходятся либо на день рождения, либо на день крестин, но случалось, что в отдельных деревнях была мода на конкретные имена, и тогда могло оказаться, что в деревне, например, половина парней – Игнатии. Крёстными обычно становились родственники, но, если подходящих кандидатов среди них не было, могли позвать со стороны. В этом случае старались выбирать людей зажиточных в надежде на подарки и дальнейшую помощь крестнику.
#история #праздники #крещение #день Рождения #российская империя #дореволюционная россия #именины