Неизвестно, кто прославил фамилию Форд больше: знаменитый автомобилестроитель Генри или не менее знаменитый дизайнер Том. Отличительная черта каждого — перфекционизм: в fashion-индустрии трудно найти большего идеалиста, чем Том Форд. Тщательно выверенные коллекции, идеальная внешность, блестящая, этап за этапом, карьера не только в моде, но и в кино — сделав ставку на безупречность, Форд добился всего ещё в первой половине жизни. Но за образом любимчика судьбы стоит талант, интуиция, усердие и упорный ежедневный труд, а процесс достижения идеала всегда остаётся за кадром. Дизайнер Кэти Хардвик стала первой, кто нанял Форда на работу: он нашел её номер телефона и звонил ей ежедневно, пока Кэти не согласилась встретиться с ним лично. Когда она спросила его о любимых европейских дизайнерах, Форд ответил: «Armani и Chanel», а позже признался, что назвал эти марки только потому, что Хардвик была в них одета.
Девяностые годы принесли Тому Форду оглушительный успех. И не только ему, но и бренду GUCCI, в котором он, переехав из Нью-Йорка в Милан, начал работать в 1990-м. Марка была на грани банкротства: дизайнеры не сориентировались в трендах нового десятилетия, коммерческого смысла в коллекциях практически не осталось, к тому же внук основателя Маурицио Гуччи активно продавал лицензии, в результате чего логотип GUCCI наносился на всё — от зонтов до кофейных кружек, что сказывалось и на репутации. Обозреватель New York Times Кэти Хорин вспоминает, что редакторов моды GUCCI не приглашали на показы — их умоляли прийти. Креативный директор Доун Мелло разглядел в юном Форде потенциал: сначала ему доверили выпуск женских, а потом и мужских коллекций. В 1994 году Форд занял кресло Мелло и, получив больше свободы, быстро добился успеха: его вторая женская коллекция (осень-зима — 1995/1996) по-новому представила бренд, сделала его гламурнее и сексуальнее. Критики Vogue назвали её «дизайнерским эквивалентом секса с незнакомцем». За ней последовал знаменитый показ длинных платьев белого цвета с провокационными вырезами. А после презентации мужской коллекции показы GUCCI стали обязательными пунктами программы модных редакторов лучших глянцевых журналов. Том Форд так подчеркнул сексуальность мужчины, как не делал ни один кутюрье до него: узкие в бёдрах брюки, приталенные пиджаки, тонкие галстуки и идеального кроя рубашки символизировали гедонизм, чувственность, роскошь и при этом комфорт. Каждый мужчина чувствовал себя успешным, подтянутым и сексуальным.
Дела GUCCI быстро пошли в гору: «Был период, когда казалось, что всё, чего я касаюсь, превращается в золото, — говорил Форд в одном из интервью, — сначала наши цифры удвоились, затем утроились, а потом снова удвоились». Только за первую половину 1995 года доходы компании выросли на 87 процентов. Ошеломительный рост стал возможным ещё и благодаря интуиции Форда, который, кроме основных коллекций, начал выпускать спортивную и вечернюю линии и мебель. В 1996 году Тома Форда ожидаемо назвали «Лучшим дизайнером года». …В детстве Том был аутсайдером, самым маленьким ребенком в классе, что прибавляло ему проблем. Он ненавидел командные виды спорта и тяготел только к тому, что связано с творчеством, — такие склонности выделяли его из общей массы и заставляли переживать. В подростковом возрасте всё изменилось, юноша вырос, расцвёл и продолжает, несмотря уже на круглую дату (27 августа Тому Форду исполняется 60 лет) сохранять свою пронзительную красоту: он входит в список пятидесяти самых красивых людей мира по версии журнала People. О том, что сексуальность — эффективный инструмент маркетинга, было известно и до Тома Форда, однако насколько он эффективен, показал именно он. Дизайнер взял на себя подготовку рекламных кампаний, работал со стилистом Карин Ройтфельд и фотографом Марио Тестино, провокационные снимки которого до сих пор ассоциируются с GUCCI. Несколько их коллабораций были запрещены: например, рекламная кампания 2003 года, в которой модель позирует на фото с выбритым на теле логотипом GUCCI. Вообще, редкая кампания Форда не вызывала критики со стороны поборников морали и нравственности.
По мере того как росли обороты, Форд приобретал всё больше веса в административных решениях: он убедил руководство приобрести бренды ALEXANDER MCQUEEN, STELLA MCCARTNEY и YVES SAINT LAURENT — последний находился на грани банкротства, как когда-то GUCCI. Его линии прет-а-порте полностью стали ответственностью Форда. Ив Сен-Лоран к работе «самозванца» отнёсся болезненно, не стесняясь критиковать его в прессе: «Бедняга работает в меру своих способностей». Но показатели YVES SAINT LAURENT устойчиво росли, а его коллекции, вдохновлённые архивами, нравились всем. Тем временем способности Форда потрясали: он выпускал 64 коллекции для GUCCI и YVES SAINT LAURENT в год. Позднее он рассказывал, что, уйдя из компании, чувствовал себя опустошённым и впервые столкнулся с кризисом среднего возраста.
Свою депрессию Форд воплотил в блистательном режиссёрском дебюте, сделав акцент на костюмы, детали и образы. «Одинокий мужчина», премьера которого состоялась в 2009 году, — автобиографичный, меланхоличный, безукоризненно стильный фильм. Актер Колин Фёрт, получивший за главную роль первую в своей жизни номинацию на «Оскар», сказал: «Том— один из лучших режиссёров, с которыми я работал: безупречный, спокойный, красноречивый и при этом очень деликатный». Второй фильм Тома Форда «Под покровом ночи» вышел на экраны в 2016 году. Критики назвали триллер очередным эстетическим шедевром: безусловно, Форд поделился частичкой своей души. Становится ясно, сколько сил и собственных чувств вложил режиссёр, рассчитывая на взаимность зрителя. Рассказывать сюжеты не будем — просто найдите время и посмотрите. С середины нулевых модная индустрия пребывала в ожидании, когда Том Форд откроет собственный бренд. Именная марка «для современных, динамичных, много путешествующих и не- плохо зарабатывающих» запустилась в 2006-м. Трудно сказать, была ли она популярнее при запуске или же остаётся таковой сейчас: семь букв TOM FORD говорят сами за себя. Даже киногерой Джеймса Бонда сменил костюмы BRIONI на образы от TOM FORD. В отличие от GUCCI времён Форда, TOM FORD — более элегантная и менее провокационная марка. Её концепция воплощает идею гедонизма и расслабленной роскоши: продуманные до мелочей образы, удобная элегантная обувь, безупречно стильные аксессуары... На старте инвесторы не разделяли его энтузиазма по поводу сдержанного дизайна логотипа бренда — буквы «Т», но Том Форд как истинный перфекционист предусмотрел всё, вплоть до того, как вещи будут смотреться не только на моделях, но и на полках в магазинах.
Женские коллекции TOM FORD — это кинематографичные образы, где мода слита с элементами чувственного дикарства. Мужские — ода сексуальности и гедонизму. «Мода служит украшением для тела, а поскольку я всегда считал человеческое тело прекрасным, достойным того, что - бы сделать на нём акцент и восславить его с помощью моды, оно стало для меня естественным источником вдохновения», — считает сам дизайнер. У него всё тот же узнаваемый почерк, очень востребованный у самых разборчивых клиентов из высшего общества, которые хотят одеваться элегантно, но при этом стремятся к качеству и подлинности. Никто не может устоять перед магическим даром Форда делать их притягательными.
Новая коллекция TOM FORD полностью подтверждает это правило. Несмотря на узнаваемый стиль, в ней не присутствуют наряды, предусмотренные для красной дорожки. Дизайнер остался верен концепции, которую взял за основу пару сезонов назад — это чувственный, расслабленный и вполне носибельный гламур. Он представил укороченные объёмные пуховики и дублёнки, облегающие фигуру платья с соблазнительными обнажёнными плечами и топы с характерными для марки разрезами, объёмные свитера с крупными декоративными молниями. Многие вещи имеют двубортную застежку на металлических пуговицах— отсылка к знаковому для Тома Форда периоду середины 90-х. Образы дополнили аксессуары: туфли на бескомпромиссной тонкой шпильке и геометрические сумки с застёжками в виде тонкой буквы «Т». Каждая вещь — настоящая инвестиция, сделанная на все времена. «Роскошный продукт не может быть лишён содержания, — считает Форд. — В наш век, когда торжествует одноразовая роскошь, я создал бренд с красивой одеждой и качественными аксессуарами, которые не будут остромодными и сиюминутными, а сохранят свою притягательность в течение многих лет. Однако коллекции в высшей степени актуальны и предназначены современному человеку. Мы сочетаем в себе портного прошлых времён и сегодняшнего дизайнера, создавая гардероб для наших безупречных современников».