Однако более непосредственной причиной было участие России в Первой мировой войне. Помимо серьезной потери немцами территории (сырья и населения, платящего налоги) (вся Польша и большая часть Литвы были сданы в 1915 году), это вызвало большие социальные потрясения, поскольку было мобилизовано 15 миллионов человек (половина из них разместилась в гарнизонах в городах, уже наводненных беженцами). Это также уничтожило офицерский класс, который долгое время был оплотом царизма; вызвало большое подозрение у офицеров и высших классов в целом среди населения, которое стало свидетелем поражения за поражением и гибели более 1 700 000 российских солдат и ранения 5 900 000; и довело экономику до критической точки, поскольку импорт и экспорт потребительских товаров сократились почти до нуля, а традиционные модели торговли и поставок (особенно продовольственные) были нарушены из-за захвата армией железнодорожной системы. Кроме того, крестьяне вернулись к натуральному хозяйству, вместо того чтобы принимать все более бесполезные бумажные деньги в обмен на свою продукцию. (В любом случае им было мало что покупать, поскольку импорт был заблокирован, а отечественная промышленность была привержена военным усилиям.) Между тем, более крупные частные поместья не могли поддерживать прежние уровни производства из-за нехватки запасных частей для (традиционно импортируемой) сельскохозяйственной техники, нехватки удобрений (большая часть которых до войны была импортирована из Германии) и нехватки сельскохозяйственных рабочих (которые были призваны).
В северных городах, таких как столица Петроград, эти условия создавали все большие трудности для городских жителей из-за нехватки топлива и продовольствия. Когда в феврале поползли слухи о том, что запасы муки в российской столице почти исчерпаны, в очередях за хлебом вспыхнули беспорядки. 23 февраля 1917 года демонстрации, связанные с социалистическим праздником Международного женского дня, подлили масла в огонь недовольства. На следующий день к демонстрантам присоединились 30 000 человек с гигантского Путиловского оружейного завода, которые были заблокированы после забастовки. К 25-26 февраля на улицах было 300 000 человек, и полиция и казаки проявляли признаки нежелания применять силу для борьбы с ними. 27 февраля, следуя примеру Волынского полка, солдаты которого расстреляли своих офицеров и вышли на улицы, большая часть гарнизона подняла мятеж. В тот же день в Таврическом дворце собрался Совет (Совет) депутатов трудящихся, который избрал Исполнительный комитет (предшественник ВЦИК), в котором преобладали социалисты из меньшевиков и Партии социалистов-революционеров (многие из которых, в том числе). Ф. Керенский и Н. С. Чхеидзе, сыграли бы значительную роль в“русских” гражданских войнах). Его первый акт, “Приказ № 1 Петроградского Совета” (1 марта 1917 года), призывал членов гарнизона подчиняться приказам своих офицеров только в том случае, если они не противоречат заявлениям Совета, хотя это стало истолковываться как карт-бланш на недисциплинированность, мятеж и выборы офицеров по всей армии.
Тем временем в другом крыле того же здания было созвано закрытое заседание членов Государственной Думы, большинство из которых были кадетами, на котором было принято решение о создании Временного комитета по наведению порядка. Последний разработал предварительную программу и, получив (после некоторых переговоров в ночь с 1 на 2 марта) одобрение Исполнительного комитета Совета, провозгласил себя временным правительством России; временным, то есть до тех пор, пока будущая конституция государства не будет принята Учредительным собранием. Это Временное правительство возглавлял князь Е. Львов, а также в него входили деятели, которые займут видное место в“российских” гражданских войнах, в том числе Керенский (в качестве министра юстиции, а с мая-военного министра) и П. Н. Милюков (министр иностранных дел). Так родилась система“Двоевластия”, которая будет доминировать (и разрушать) политическую систему России до тех пор, пока большевики не свергнут Временное правительство и не захватят контроль над советским руководством во время Октябрьской революции 1917 года.
Тем временем Николай II, не сумев собрать войска для похода на Петроград для восстановления порядка, пытался вернуться в столицу из штаба армии (ставки) в Могилеве. Его поезд был задержан бастующими железнодорожниками в Пскове, и там он получил просьбу Думского комитета отречься от престола. После некоторых колебаний он сделал это 2 марта 1917 года, поскольку большинство старших генералов Российской армии (включая будущих белых лидеров М. В. Алексеева и И. И. Деникин), который посчитал, что единственным способом спасти страну и выиграть войну было отстранение от власти Николая и его еще более непопулярной жены, императрицы Александры, которая навлекла позор на Россию и семью Романовых своим скандальным флиртом с печально известным Распутиным и которую многие подозревали в прогерманских настроениях. (На самом деле, будучи отпрыском младшей немецкой королевской линии и будучи скорее англичанкой, чем немкой по своей культуре и поведению, Александра ненавидела режим Гогенцоллерна с большей яростью, чем большинство русских могли себе представить.) Сначала Николай сдал престол перешел к его сыну и наследнику Алексею, но затем передумал (мальчик, которому было всего 12 лет, серьезно страдал гемофилией) и назвал своего брата Михаила Александровича своим преемником. Временное правительство было готово принять это (хотя такой акт был, по сути, неконституционным по российскому законодательству), и даже советское руководство ожидало, что в результате революции возникнет конституционная монархия, но когда члены правительства посетили великого князя в Петрограде 3 марта 1917 года, он отказался принять трон. После 304 лет правления Романовых и всего лишь недели беспорядков (в течение которых по всей огромной Российской империи погибло всего несколько сотен человек) Февральская революция закончилась.
Февральское восстание. Под этим названием широко известно антисоветское восстание в Армении в феврале 1921 года, когда силы 11-й Красной Армии и местные большевики попытались демонтировать Бывшую Демократическую Республику Армения и построить Армянскую Советскую Социалистическую Республику. Восстание, организованное главным образом дашнаками, началось 13 февраля 1921 года и было подавлено 2 апреля 1921 года, когда советские войска отбили Ереван.
Восстание, которое было спровоцировано жестоким обращением советских войск с населением в целом и бывшими политическими и военными лидерами Армянской республики в частности, зародилось вокруг Аштарака, Эчмиадзина, Гарни и Раздана и 17-18 февраля распространилось на Ереван, где многие бывшие лидеры Армянской республики были освобождены из тюрем, а под руководством Момона Врациана был организован Комитет спасения Отечества. В течение следующих недель советские войска (которые были отвлечены продолжающимся вторжением Демократической Республики Грузии на севере) пытались, но не смогли отвоевать Ереван и были отбиты из Аштарака, но в конце концов их огромное численное превосходство стало очевидным, и, как только Грузия была обеспечена их армией, дашнаки отступили из Еревана 1-2 апреля 1921 года без сопротивления. Многие из них направились на юг, в Зангезур, где недолгое возрождение республики Горная Армения продержалось против советских войск до июня-июля 1921 года, когда многие лидеры повстанцев бежали через границу в Персию.
По сей день армянские националисты считают, что решение большевиков через советско–турецкое правительство Москвы (16 марта 1921 года) отказать Армении в суверенитете над Нахичеваном и вместо этого сделать этот регион протекторатом Азербайджанской Советской Социалистической Республики (решение, подтвержденное Советом Карса, 13 октября 1921 года), было задумано как наказание за Февральское восстание.
ФЕДЬКО, ИВАН ФЕДОРОВИЧ (24 июня 1897-26 февраля 1939). Прапорщик (1917), командующий армией, первого ранга (20 февраля 1938). Много раз награжденный советский командир И. Ф. Федько родился в крестьянской семье в деревне Хмелево, Полтавагуберния, но вырос в Кишиневе в Бессарабии, где он учился и работал мебельщиком. Он был мобилизован в Российскую армию в 1916 году и в 1917 году окончил военное училище в звании прапорщика. Он вступил в Российскую социал-демократическую рабочую партию (большевики) незадолго до Октябрьской революции, во время которой возглавил отряд гвардейцев (впоследствии 1-й Черноморский революционный полк) в районе Феодосии, в Крыму.
Во время гражданских войн Федько в основном действовал на Северном Кавказе, первоначально в качестве командира 3–й и 1-й колонн красных войск в этом регионе (май-октябрь 1918 года). После пребывания на посту командующего всеми революционными силами на Северном Кавказе, главным образом Турецкой армией (27 октября–ноябрь 1918 года), он стал главнокомандующим 11-й Красной Армией (30 ноября 1918 года-3 января 1919 года). С апреля по июнь 1919 года он был членом Реввоенсовета Крымской Советской Социалистической Республики и заместителем главнокомандующего ее армией (позже преобразованной в 12-ю Красную Армию). В 1920 году он служил командиром 46-й стрелковой дивизии. Он был (почти однозначно) четырежды награжден орденом Красного Знамени за храбрость, в последний раз за свои подвиги в командовании 187-й студенческой стрелковой бригадой во время подавления Кронштадтского восстания в марте 1921 года и за участие в подавлении восстания Тамбов с мая по июнь 1921 года.
В 1922 году Федько окончил Военную академию. Впоследствии он занимал многочисленные военно-административные должности, в том числе начальника штаба и помощника командующего войсками Приволжского военного округа, (с 1931 года) командующего Кавказской Знаменной армией, а (с 1932 года) командующего Приволжским военным округом и командующего Особой Краснознаменной Дальневосточной армией. С 1937 по 1938 год он был командующим Киевским, а затем Кавказским военными округами, а в 1938 году стал первым заместителем наркома обороны СССР. С марта 1938 года он также был членом Высшего военного совета Красной армии. Федько был арестован 7 июля 1938 года по обвинению в шпионаже и впоследствии (26 февраля 1939 года) был признан виновным по этим обвинениям, приговорен к смертной казни и расстрелян. Он был посмертно реабилитирован 26 мая 1956 года. Улица в районе Рышкановка Кишинева впоследствии была названа в его честь (хотя в настоящее время она носит имя молдавского автора Алека Руссо), как и улицы в Суми в Украине, Севастополе, Комрате и Тирасполе.
Федорович, Михаил Иосифович (14 октября 1872-7 декабря 1936). Контр-адмирал (28 декабря 1918). Выпускник Морского корпуса (1892), Офицерского горного класса (1900) и Николаевской военно-морской академии (1910), во время Первой мировой войны М. И. Федорович, ведущий морской деятель среди белых в Сибири, занимал ряд руководящих должностей на Черноморском флоте, в том числе начальник гидроавиационного отдела флота (1916-1917). Он был серьезно ранен во время штурма революционными матросами в апреле или ноябре 1917 года (источники расходятся), получив перелом черепа.
Затем Федорович отправился в Сибирь, где летом 1918 года стал командиром гарнизона сначала в Томске, а затем в Красноярске при Региональном Сибирском правительстве (июнь–ноябрь 1918 года). 28 декабря 1918 года он был повышен адмиралом В. В. Колчаком (его бывший командующий на Черном море, 1916-1917) и переведен в морское министерство правительства Омска в качестве начальника его технического управления. В этом качестве он помог создать Камскую флотилию войск Колчака. С 15 августа 1919 года он занимал пост командующего Военно-морскими силами на Дальнем Востоке (в том числе Флотилия, которая номинально находилась под его командованием с 15 февраля 1919 года), сыгравшая важную роль в подавлении путча против Колчакгайдана во Владивостоке 18 ноября 1919 года. С 1 февраля 1920 года занимал должность начальника Военно-морского управления и командующего военно-морскими флотилиями в войсках Атамана им. М. Семенова, но вскоре эмигрировал, поселившись в Харбине с 1920 года. Там он принимал активное участие во многих организациях для офицеров-эмигрантов, в том числе в организации "Братья-мусульмане". В 1930 году он переехал в Шанхай, где основал Российское военно-морское училище (под эгидой РОВС) и работал смотрителем городского русского кладбища, где сам был похоронен в 1936 году.
Федоров, Михаил Михайлович (30 сентября 1859-31 января 1949). Один из главных идеологов белого движения на Юге России М. М. Федоров родился в дворянской семье в Бежце Тверской губернии и окончил физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Он получил образование статистика и прошел путь от министра финансов Империи до заместителя министра торговли и промышленности (ноябрь 1905 года), а затем директора Министерства торговли и промышленности (февраль 1906 года) в правительстве С. И. Витте. (Он также был редактором многочисленных официальных изданий этого министерства.) Он отказался от поста министра торговли и промышленности в консервативном правительстве И. Л. Горемыкина (май 1906 г.) и ушел с государственной службы для редактирования либеральных газетслово (“Слово”) и работы в различных общественных организациях (Красный Крест, Центральный кооперативный союз, Всероссийский союз городов и др.).
После Октябрьской революции Федоров был одним из первых и наиболее активных политических противников Советского правительства, выехав на территорию Дона в декабре 1917 года в качестве политического советника руководителей зарождающейся Добровольческой армии. Он вернулся в Москву в начале 1918 года и вступил в антибольшевистский политический центр, но вскоре ушел в отставку из-за прогерманской ориентации этой организации. Впоследствии, в мае 1918 года, Федоров стал одним из основателей Национального центра, переехав в Киев, чтобы возглавить деятельность организации в Украине и выступая в качестве делегата на Ясской конференции (ноябрь–декабрь 1918 года). В 1919 году он вошел в состав Специального Совета генерала И. Деникина в качестве министра без портфеля.
После краха Белого движения Федоров жил в эмиграции с марта 1920 года, поселившись в Париже, а в 1922 году основал влиятельный Центральный комитет по предоставлению высшего образования русской молодежи за рубежом (широко известный как“Комитет Федорова”), целью которого было собрать средства для обучения эмигрантской молодежи в русских традициях. Он также был членом правления (и с 1929 года редактором) эмигрантского журнала "За Россию" (“Борьба за Россию”). Федоров умер в Париже и похоронен в русском комплексе на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
ФЕДОТОВ (ФЕДОТОВ-БЕЛЫЙ), ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (14 октября 1889-21 ноября 1950). Лейтенант (Королевский военно-морской флот, 1918), капитан флагмана (1919), старший лейтенант (1919). Командующий Белым флотом Д. Н. Федотов был выпускником Военно-морского корпуса (1910) и до революции служил помощником военно-морского атташе России в Лондоне. В 1918 году, на ранних этапах интервенции, он поступил на службу в Королевский военно-морской флот и командовал канонерской лодкой в Мурманске. Заболев тифом, он вернулся в Лондон для лечения, а затем, в начале 1919 года, был отправлен в Сибирь, где был назначен начальником штаба Камской флотилии и с мая по июнь 1919 года помогал командовать действиями этих сил в поддержку продвижения Белогвардейской армии. Федотов затем занимал должность начальника оперативного отдела морского министерства правительства Адмиралтейства В. В. Колчака. Осенью 1919 года он стал командиром белой Обь–Иртышской флотилии и капитаном парохода "Катун", а затем был назначен командиром Независимого морского кадетского батальона.
Федотов был арестован революционными силами в Иркутске во время восстания Политического центра в январе 1920 года, но впоследствии был освобожден и приступил к работе в департаменте морского транспорта в Москве. В 1921 году во время миссии в Восточную Сибирь он скрылся и бежал через Маньчжурию в Соединенные Штаты. До 1930 года он был членом Объединенной гвардейской роты русских эмигрантов и работал в пароходной компании в Филадельфии. Он также работал преподавателем истории в Университете штата Пенсильвания.
ЖЕНЩИНЫ-СОЛДАТЫ. Русской истории и культуры изобилуют ссылками на женщин-воительниц, как реальных, так и мифологических (а иногда и оба варианта), из Ольга прекрасна ("Ольга прекрасная"), правивший в 10 веке Kieven Русь, к амазонкам, которые считались древними греками (в том числе Геродоту), чтобы жили к северу от Черного моря, понятие, которое было дано вещество, остатки вооруженных женщин обнаружен в гробницах древней Сарматии, которая простиралась на земли сейчас входят в состав Украины и Южной России. Основываясь на этих традициях, целых 6000 женщин, по-видимому, служили женщинами в Российской армии в ходе Первой мировой войны, и еще несколько человек, возможно, завербовались в мужском обличье.
В 1917 году, на фоне всеобщей эйфории освобождения и выявления потенциала таких традиций, идея женских добровольческих отрядов для вооруженных сил активно пропагандировалась М. Л. Бочкаревой, Женский батальон смерти численностью 300 человек участвовал в летнем наступлении и получил поддержку генерала Г. Корнилова и Ф. Керенского. Другие женские отряды использовались в качестве охраны в Москве (2—й Московский женский батальон смерти) и Петрограде (1-й Петроградский женский батальон) - последний, как известно, был размещен в Зимнем дворце для защиты Временного правительства России. Правительство во время Октябрьской революции. 3-й Кубанский женский ударный батальон и 1-й женский морской отряд также действовали с июля 1917 года, а также семь небольших подразделений (пять в Киеве и два в Саратове). Для координации этих усилий 1-4 августа 1917 года в Москве был созван Женский военный конгресс. Советское правительство распустило все существующие женские подразделения в ноябре 1917 года, но некоторые из них сохранили свою сплоченность до начала 1918 года, и многие из их членов впоследствии присоединились бы к одной из враждующих белых, красных, анархистских и националистических сил во время гражданских войн, хотя подробности отрывочны.