Найти тему
Море, люди, корабли.

Паллада - имя греческой богини ставшее несчастливым для российских крейсеров начала двадцатого века.

#российский императорский флот #первая мировая война #броненосный крейсер #паллада

В первом случае имя досталось бронепалубному крейсеру 1 ранга, по наследству от парусного фрегата российского флота, имя котрого обессмертил своим одноименным произведением Иван Гончаров. Эта "Паллада" вошла в историю совместно со своими сестрами, всех вместе их называли богинями отечественного судостроения, а еще конкретнее бронепалубными крейсерами типа "Диана", которые умудрились устареть еще до ввода в строй. Судьба ее была весьма печальна, она села на грунт во внутреннем рейде Порт-Артура, чтобы затем достаться японцам, которые отремонтировав ее поменяли ей имя на "Цугару" - в честь полуострова на севере Хонсю. Забавно, но вторая "Паллада" также была устаревшей еще до начала постройки. Остро нуждаясь в кораблях Российский Императорский флот заказывает во Франции крейсер по улучшенному проекту броненосного крейсера "Баян", который к тому моменту попал в руки к японцам. Новый вариант крейсера, который строили французы получил имя "Адмирал Макаров" и построенные по его чертежам в России два крейсера "Баян II" и "Паллада II", справедливее называть крейсерами типа "Адмирал Макаров", но видимо не столь он и отличался от первоисточника, так что в историю эти корабли вошли как крейсера типа "Баян". Новая "Паллада", цифра два из названия исчезла, была введена в строй 21 февраля 1911 года, а буквально через три года, не успевшая прийти в себя после разгрома в русско-японской войне, Россия вступает в первую мировую войну. Построенные по слегка улучшенному проекту, который был современен перед русско-японской войной, крейсера уже не отвечали актуальным требованиям к кораблям этого класса, но в Балтийском флоте каждый корабль был на счету.

Броненосный крейсер "Паллада". Картинка из свободных.
Броненосный крейсер "Паллада". Картинка из свободных.

Вступив в войну Балтийский флот Российской Империи по началу вел активные действия, крейсера уходили в дозоры, командование было настроено более чем решительно. Кто же мог знать, что новая "Паллада" погибнет не в артиллерийском бою, а от атаки подводной лодки. После ее гибели, активность крейсерских сил Российского флота резко сократится. Как же это произошло? Совместно со своим собратом "Баяном", "Паллада" находилась в дозоре в устье Финского залива, 28 сентября 1914 года они возвращались, на смену им шли крейсера "Россия" и "Аврора". Изначально "Паллада" и "Баян" шли как полагается под прикрытием эскадренных миноносцев, "Паллада" была головной "Баян" шел за ней. Далее началось то, что не совсем понятно, командир "Паллады" увидев, что сменяющие их крейсера идут без эсминцев сопровождения отдает приказ эсминцам следовать к крейсеру "Россия", вверенные ему корабли он решает защитить весьма странным способом, а именно увеличить скорость до 15 узлов и увеличить дистанцию между "Палладой" и "Баяном" до шести кабельтовых. Лучше всего катастрофа была видна с борта идущего за "Палладой" "Баяна", согласно его журналу в 12 часов 14 минут с обоих бортов "Паллады" практически единомоментно происходят три вспышки, затем происходит сильный взрыв. Сразу после него "Паллада" скрывается в клубах бурого дыма и пара, вверх вздымаются столбы воды. через две минуты дым рассеялся и на месте крейсера не осталось ничего кроме мелких обломков. Из экипажа "Паллады" не спасся никто.

В вину командиру "Паллады" капитану 1-го ранга Сергею Рейнгольдовичу Магнусу ставилось грубое игнорирование приказа командующего флотом адмирала Эссена о использовании при движении противолодочного зигзага, ну и не совсем уместный приказ, которым он направил эсминцы к крейсеру "Россия" оставив свое соединение без защиты.

Достаточно скоро выяснилось, что "Паллада" была потоплена германской подводной лодкой U-26, причина столь скоротечной гибели корабля объяснялась детонацией погребов боезапаса и взрывом котлов.

Что же представляла из себя "Паллада" на момент гибели. Как и все крейсера улучшенного типа "Баян", "Паллада" имела длину наибольшую 137 метров, ширина наибольшая 17,5 метров. Полное водоизмещение было 7800 тонн. Крейсер мог развивать скорость в 20 узлов, движителем были два винта. Вооружение состояло из главного калибра из двух орудий в башнях калибром 203 миллиметра, средняя состояла из 8 орудий калибром 152 миллиметров и противоминная 22 орудия 75 миллиметров.

Финны нашли обломки "Паллады" на глубине в 60 метров в районе острова Ханко, нашли в 2000 году, но видимо из соображений этикета держали находку в тайне 12 лет. Точные координаты гибели 59° 36' 30" северной широты и 22° 49' восточной долготы.

На рисунке реконструирующем положение обломков видно, что корпус разделен на две практически равные части.

Реконструкция положения обломков "Паллады" на дне. Картинка из свободных
Реконструкция положения обломков "Паллады" на дне. Картинка из свободных

Исходя из чертежа с разрезом корпуса крейсера, напрашивается

Разрез крейсеров типа "Баян". Картинка из свободных.
Разрез крейсеров типа "Баян". Картинка из свободных.

вывод, что самые разрушительные последствия все же имел взрыв котлов находившихся под давлением. Разломившись по центру крейсер моментально принял огромные объемы воды, поскольку взрыв котлов нанес чудовищные разрушения корпусу, вода вышибла остатки воздуха и обломки быстро ушли на дно.

Пожалуй ирония состоит в том, что Афина Паллада числится у греков ответственной за мудрость и военную стратегию. Российские крейсера с ее именем были результатом строго противоположного, они отражали как раз промахи флотского руководства, никак не способного угадать, что на самом деле нужно флоту.