Советский журналист международник во время работы в Афганистане обнаруживает, что люди там мрут от какой-то странной болезни, которая, очевидно, разносится комарами. Он узнает, что в Синдабаде (будто бы это где-то в Пакистане) выходила заметка с намеком на то, что вирус имеет искусственное происхождение. Журналист, которого играет Аристарх Ливанов, отправляется туда, чтобы найти секретную лабораторию.
Лабораторию он находит почти сразу и без труда, несмотря на то, что за ним следит ЦРУ. В лаборатории главный — профессор Нэли, которого играет Андрей Мягков. Дальше там они чего-то разговаривают, журналист еще что-то выясняет, потом получает подтверждение того, что вирус на людях испытывает ЦРУ. Журналиста пытают, потому что думают, что он из КГБ, потом его заражают вирусом и отпускают в Москву, где он понимает, что умрет.
Фильм снят ужасно — белорусский режиссер Юрий Марухин совсем не знал, что ему делать. Слишком много крупных планов глаз Аристарха Ливанова, его мучительных размышлений и размышлений каки-то совсем посторонних людей. Без слов, взгляд должен передать напряженность. Даже когда нужно снять действие, камера уезжает куда-то на горизонт и теряет фокус. Всё очень вяло и беспомощно, несмотря на то, что сюжет то неплохой.
Важно тут два момента.
Во-первых, как Андрей Мягков играет злого американского профессора. Он изображает постоянно немного растерянного ребенка, но за толстыми стеклами очков там такие свирепые глаза, что натурально становится страшно.
Известно же, что Мягков считал роль Лукашина своим проклятьем. Но так же известно, что драматические роли ему давались еще лучше чем комедийные. Я видел его в МХТ в “Мещанах” — это был высочайший класс мастерства. Все смотрели только на него, и все совершенно забыли, что он Лукашин.
Во-вторых, фильм снят по реальной истории известного советского журналиста Александра Каверзнева, который вернулся из командировки в Афганистан, а через неделю умер от неидентифицированной инфекции.
Позже другой журналист Иона Андронов выяснил, что в пакистанском городе Лахор действительно проводились эксперименты по заражению людей через москитов. Занималось этим отделение Мэрилендского университета под руководством профессора Дэвида Нэллина — того самого Нэли из фильма, которого играет Мягков.
Более того об этом появились публикации в прессе и пакистанское правительство выслало Нэллина из страны.
Это две истории, сшитые в одну. Не очень удачно, но познавательно.
И, конечно же, это ответ на вопрос — “Не могут же они…?!” — “Могут”! И “они” здесь можно толковать очень широко.