Найти тему
История моды с Марьяной С.

Можно ли бить кавалера веером? :)

Веер, прежде всего, предназначен для овевания. Но как орудие флирта и кокетства он тоже был очень важен! Можно было прятать за ним выражение лица, выглядывать из-за него, стрелять глазами, шептаться, передавать с его помощью записочки, подавать знаки и прочее. Не то чтобы всё это одобрялось учебниками по правилам хорошего тона. :) Но разве этим неодобрением остановишь? Махались (т.е. флиртовали) изо всех сил. И иногда... кавалерам попадало!

"Галантная сцена", Артуро Риччи, кон. XIX в. (сс) Wikimedia Commons
"Галантная сцена", Артуро Риччи, кон. XIX в. (сс) Wikimedia Commons

Ну а как же. Веер ведь штучка достаточно жёсткая, и у светской дамы или девицы XVIII-XIX века почти всегда под рукой.

Не могу не процитировать басню Ивана Дмитриева, которая была опубликована в 1805. Действующие лица – два веера. Один принадлежит некоей Розалии, а другой - Ветране. Говорящее имя, ничего не скажешь - ветреница она!

"В гостиной на столе два Веера лежали;
Hе знаю я, кому они принадлежали,
А знаю, что один был в блестках, нов, красив;
Другой изломан весь и очень тем хвастлив.
"Чей веер?" - он спросил соседа горделиво.
"Такой-то", - сей ответствует учтиво.
"А я, - сказал хвастун, - красавице служу,
И как же ей служу!
Смотри: нет кости целой!
Лишь чуть к ней подлетит
молодчик с речью смелой,
А я его и хлоп! Короче, я скажу
Без всякого, поверь мне, чванства,
И прочим не в укор,
Что каждый мой махор
Есть доказательство
Ветраны постоянства".
"Hе лучше ли, ее кокетства и жеманства? - сосед ему сказал,
- Розалии моей
Довольно бросить взгляд,
и все учтивы к ней".

"Сломанный веер", Луи-Марен Бонне, 1780-е. (с) Из коллекции Лувра
"Сломанный веер", Луи-Марен Бонне, 1780-е. (с) Из коллекции Лувра

Не просто так веер изломан. Хозяйка отбивается им от кавалеров! Нет, всерьёз, конечно, никто никого не бил (а уж если хотелось всерьёз, то тут уж лучше взять что-нибудь потяжелее веера). Однако кокетливо хлопнуть - вполне. Легонько, или даже посильнее. Главное, не слишком сильно!

Художник Александр Бенуа вспоминал, как ухаживал за своей невестой, в которую был очень влюблён. Это уже конец XIX века. «Пользуясь тем, что мы на несколько секунд оставались одни, я даже попробовал поцеловать руку немного выше локтя, но получил легкий удар веера, впрочем, при ласково-смеющемся взгляде».

Деталь картины "Послеполуденное чаепитие", Артуро Риччи, кон. XIX в. (сс) Wikimedia Commons
Деталь картины "Послеполуденное чаепитие", Артуро Риччи, кон. XIX в. (сс) Wikimedia Commons

И уж что означал такой удар - "уйдите, вы мне противны", или "нет-нет, но… да-да, продолжайте", зависело от конкретных дамы и кавалера.

Главное, не сломать при этом веер. Жалко. :)

P.S. Подписывайтесь на мой канал по истории моды и костюма! И... чем больше лайков и перепостов, тем больше статей! А если хотите поддержать автора и узнать больше - вам сюда: https://www.patreon.com/fashionhistory