Найти в Дзене
Счастье моё

Родители не виноваты! Они любили нас, как умели

Лада сидела возле клумбы с цветами и держала на ладошке яркую желтую бабочку. Вот так всегда, только она выйдет на улицу, так к ней со всех сторон бабочки и стрекозки слетаются. Даже зверей в лесу как будто тянет к ней на верёвочке. Мы когда к бабе Кате через лес ходим, постоянно нам на тропинке встречаются зайчики и косули.

Ну, а что удивляться, ведь моя девочка – воплощенная богиня Лада. К ней и люди тянутся, и звери. А еще она мудра не по годам. Ей всего три с половиной года, но она может сказать пару слов, и всю душу тебе перевернуть.

Вот и сегодня навела она меня на размышления. Мы сидели с мамой на лавочке возле дома, Лада рядом играла. А я рассказывала маме историю Полины. О том, как она заболела и боялась мужу о своей болезни рассказать. О том, что любить себя совсем не умела, и что многие её проблемы из детства идут.

Я маме говорила, что ведь у многих так - психологические травмы из детства, которые родители причинили, влияют на всю жизнь. И даже своей маме напомнила, что она нас с братом не любила, а только о работе думала.

Мама тяжело вздохнула и согласно кивала головой.

Но тут подошла Лада, обняла бабушку и сказала.

- Баба Лена холосая! И все мамы и папы холосые, только глустные. Они не виноваты. Они сами не умеют, как надо. А детей они своих всё лавно любят.

Мама поцеловала в макушку свою внучку, и та радостно побежала дальше по своим делам.

А до меня вдруг дошло, что имела в виду Лада. Ведь, и правда, родители наши не виноваты – они любили нас, как могли, как умели! А мы выросли, а все равно остались обиженными малышами и маму с папой во всех смертных грехах обвиняем.

А родители просто воспитывали нас так, как умели. И, как все обычные люди, делали ошибки. Чаще всего даже не замечая, что делают их.

Но всё, что они делали - делали нам во благо, из самых лучших побуждений, чтоб сделать из нас хороших людей. Просто по-своему это благо понимали.

И они свято верили — что именно этими методами и делаются по-настоящему хорошие люди! Ведь они выросли в стране, в которой всегда был нужен маленький, исполнительный человек, послушный, «как все». Они не знали, что мы, их дети будем жить в другом строе, где нельзя быть маленьким и послушным, где нужно быть уверенным, сильным, активным, где нужно уметь стоять за себя, отстаивать свои позиции, достигать свои цели.

А еще мы забываем, что наши родители и бабушки с дедушками выросли в тяжелые времена, когда нужно было просто выживать, прокармливать семью и детей. Они должны были в поте лица добывать хлеб свой. Они просто не успевали, не имели сил и возможностей заниматься нами, выражать нам любовь и поддержку в той степени, в которой мы нуждались в них.

Да, наши родители действительно были иногда сухими, бесчувственными. Но какими они могли еще быть, озабоченные выживанием? Не дай Бог нам жить в такие трудные времена, когда «не до жиру — быть бы живу!» Можем ли мы осуждать их за это?

Ведь мама Полины не покупала ей новые игрушки и платья не потому, что была злая и жадная, а потому что считала последнюю копейку до зарплаты, чтобы купить еды. Какие уж тут игрушки! И кричал отец на неё не потому, что был тиран и самодур, а потому что хотел вырастить её образованной и самодостаточной личностью. Да, для него рисование было ерундой. В те времена художник был равен бездельнику, тунеядцу. Не такой судьбы он желал дочери.

Нам сейчас легко говорить, легко судить родителей. Каждый из нас может предъявить им претензии. Мы можем долго мусолить в голове, что нас не понимали, что наши родители были с нами излишне жесткими. Или назойливыми. Или равнодушными. Они были иногда невнимательными к нам, иногда — чересчур требовательными. Нас могли унижать, кого-то — бить.

Но нам самим, чтобы жить счастливо, нужно сначала простить своих родителей за все ошибки, которые они невольно сделали по отношению к нам. Потому что пока твои родители не прощены нами — мы неминуемо, постоянно будем повторять те же их ошибки. И кто клятвенно говорил в детстве: «Когда я вырасту — я никогда не буду так относиться к своим детям» — будет делать это именно таким образом.

Твой непрощенный отец в тебе будет поднимать твою руку, чтобы ударить твоего ребенка. Твоя непрощенная мать будет заставлять тебя открывать рот и орать на твоего ребенка, так, как это делала она. Хочешь ты этого или нет — но не прощенные нами родители действительно остаются в нас. И в нас остается их агрессия или закрытость, их равнодушие или их навязчивость. А когда мы сами становимся родителями, они начинают вылезать, проявляться в нас.

Поэтому нам нужно не только простить родителей, но и понять! Понять, почему они это делали. Зачем они это делали. Какие были жизненные обстоятельства.

Очень удобно свалить вину за все свои проблемы на того, кто уже не в состоянии ничего изменить. А может пора вспомнить, наконец, что лялечке уже не два годика, а сорок два, и она уже сама давно отвечает за свою жизнь? Надо понять, наконец, что от нытья и размазывания соплей ровно ничего не изменится! Возьми ответственность за свою жизнь в свои руки. Да, неправильно воспитали - воспитай сам себя правильно. Да, неправильно кормили – научись питаться правильно. Да, недолюбили – люби себя сама. Создай того себя, какого считаешь нужным - крутого, богатого, успешного, здорового, стройного, счастливого. Глядишь, и жаловаться ни на кого уже не потребуется...

И простить и понять - тоже мало! Надо нам быть благодарными. Наши родители совершили самый главный и замечательный по отношению к нам поступок — они дали нам жизнь!

И этот их поступок оправдывает, прощает им все последующие ошибки и прегрешения. Тем более что за всеми их поступками и прегрешениями не было злых умыслов. Они любили нас, как могли. И воспитывали, как умели. И очень старались воспитать нас хорошими.

Теперь наша очередь быть теми родителями, которых нам не хватало в нашем детстве – это будет главная благодарность нашим мамам и папам!

Я придвинулась к маме поближе, положила ей голову на плечо и прошептала.

-Мамочка, спасибо тебе за всё! Я так тебя люблю!

***********************

- Ань, представляешь, я сама научилась понимать, откуда у меня страхи всякие. Особенно, с мужем связанные. Стала я, как ты меня научила, смотреть на Сашку как на незнакомца. И знаешь, мне этот незнакомый мужчина очень даже понравился! Красивый такой, статный, разговаривает интересно. У нас, прям медовый месяц начался, давно так не миловались и так много не общались.

Но вот я заметила в себе один момент. Всё хорошо, пока Сашка разговаривает культурно, но как матернётся, меня будто ледяной водой окатит и словно парализует. А матерится он много – чего с него взять, парень деревенский. У нас тут все матерятся. В молодости вроде не так было. Ну, пару раз за неделю услышу от него матерное слово, а позже чаще стал материться, как братья его. И то не на меня матерится, а так, мимоходом.

Ты же знаешь, мужики порой матом не ругаются, они им разговаривают. Давно бы мне привыкнуть пора, а меня каждый раз корёжит, если слышу такую речь.

А на днях у нас из леса ласка забралась в курятник и подушила трёх курей. Сашка домой заходит, и ругается на эту ласку (матом, естественно), а в руках держит дохлую курицу, мою любимую пеструшку. И вот это сочетание матерной ругани и мертвой курицы что-то во мне перевернуло. Я чувствую, что реветь сейчас буду, а не могу! Ком в горле стоит, грудь распирает, аж больно, а реветь боюсь. Страх жуткий!

Убежала на улицу, отсиделась в огороде. Наревелась. А потом давай ниточку разматывать, как ты учила, отчего я так убиваюсь по этой курице. Не первый раз ведь такое в хозяйстве. Сама курям бошки рублю, когда мужа дома нет. А тут вдруг такая жалостливая.

И вот к чему меня ниточка воспоминаний привела. Мне лет восемь было, мы с сестрой смотрели фильм про охотников. Не помню название. И в фильме охотники убили оленя. Мне так жалко его было, такой красивый. Я плакала, когда фильм закончился.

И тут приходит отец с охоты и с гордостью выкладывает на пол несколько подстреленных уток и чибиса. Я еще от фильма не оправилась. Села на пол, руками тушки птичьи перебираю, а сама реву белугой. Настоящая истерика случилась.

Отец не понял, что со мной происходит, всегда ведь нормально к его трофеям относилась, а тут рёв подняла . Мама ему объяснила про фильм, про то, как я из-за оленя переживала.

И тогда отец начинает на меня орать: «Что ты дура ревёшь! Я вам еды принес, думал порадуетесь, а ты мне всё настроение испортила. Чтобы при мне больше слёзы не распускала. Нюня!»

Это я мягко еще пересказала. У него в этой тираде через каждое слово мат-перемат, хотя в обычной жизни он вообще не матерился. И так я его испугалась в тот момент, что мгновенно реветь перестала, а в груди так больно было, еще вырывались рыдания, но я их сдерживала.

И с тех пор я ни разу при отце не плакала. А потом и при муже никогда не ревела. Но каждый раз, когда матерное слово слышу, у меня внутри всё трепещет, и в груди больно.

Теперь мне понятно, почему такая реакция получилась, когда Сашка курицу принес. Я потом еще много моментов вспоминала из детства, и везде этот запрет был на выражение своих чувств. Не только реветь при отце, но и громко радоваться. Мы дома по струнке ходили, тихие, незаметные. Так я всю жизнь и прожила, как Снегурочка замороженная.

История Полины еще раз доказала, что детские сильные впечатления могут на всю жизнь оставить шрам на нашей душе

- Всё-таки мне на пользу пошло, что я разобралась в своих воспоминаниях. Я сразу заметила, что на матерные слова Сашки не реагирую больше. Ну, разговаривает он так, уже не переучить. Он, кстати, с того дня меньше стал материться. И хорошо, а то младшие иной раз за отцом повторяют, перед людьми стыдно.

Но вот этот запрет на выражение чувств остался. Я и с детьми ровная и холодная. Не умею с ними поиграть, побеситься. Про то, чтобы плакать при муже, тоже речи нет. А иногда так хочется, чтобы он знал, я всё чувствую. Так бы прилечь к нему на колени, поплакать, чтобы он меня по голове гладил, утешал. Что делать, чтобы разморозить свои чувства?

- Да, Полина, сложную ты мне задачку задала. Не приходилось мне еще размораживать Снегурочек. Но ты уже на верном пути – ты нашла причину, почему ты запрещаешь себе чувствовать. Если оставить проблему, то со временем могут начаться разные болезни, потому что непережитые эмоции начнут тебя разрушать изнутри. Например, гнев становится причиной гипертонии, а когда направлен на себя — порождает онкологию. А запрет на радость и слёзы приводит к болезни щитовидной железы. А нам это совсем не надо, только тебя вылечили.

Вообще, если смотреть глубже, то запрет на чувства — есть запрет на жизнь. Ты из страха наказания запретила себе быть, запретила себе жить. Осталась только тень той маленькой девочки. И придется тебе учиться чувствовать, как училась маленькая ходить и управлять своим телом.

И только ты сама себя можешь этому научить. Я тут не помощник. Но могу подсказать, где взять силы. Сходи в лес, лучше в берёзовый, весёлый. Погуляй по красивым местам, посиди у реки. Почувствуй своё тело, тепло и холод воздуха, запахи, послушай звуки леса. Можешь даже раздеться, чтобы полнее чувствовать своё тело. Можешь войти в воду, полежать на земле. И когда почувствуешь себя наполненной физически, встань на открытое место, и громко скажи: «Я разрешаю себе быть живой! Я разрешаю себе чувствовать! Я разрешаю себе злиться! Я разрешаю себе радоваться и смеяться! Я разрешаю себе жить!» Можешь кричать, смеяться, плакать, если придет такое желание – не сдерживай себя.

Скорее всего, ты почувствуешь волну сопротивления в теле, полезут нехорошие мысли, образы, неприятные ощущения в теле (дрожь, спазмы, тяжесть в конкретных точках тела, или что-то еще). Позволь этому всему просто выйти из тебя, повторяя эти разрешения как молитву. "Я разрешаю себе жить!"

Не с первого раза, но через некоторое время ты почувствуешь себя по-новому. Ты научишься быть живой!

Продолжение читайте здесь

Это 9 глава романа "Моя маленькая Лада"

Все мои книги можно приобрести в магазинах: ЛитРес Ridero Wildberries

Ссылки на рассказы канала "Я деревенская" можно посмотреть здесь