В районе Хаохан (уйгурский Айзирет) на северо-востоке города, в 5 км от его центральной части, находится одна из главных суфийских святынь Синьцзяна – мавзолей Ходжи Абаха. С Renmin Xi Lu туда идет автобус No20, нужно ехать до конечной в восточном направлении, стоимость 1 юань. С остановки придется прогуляться около километра – по улице между уйгурских домов дойти до пруда, за ним повернуть направо, а затем, не доходя до автостоянки, налево. Направление можно спросить у местных жителей, на уйгурском это звучит как «Аппак ходжа мазари».
Правитель Кашгара Ходжа Абах – известный религиозный и политический деятель Восточного Туркестана XVII века. Придя к власти в 1660-х годах, он в результате клановой борьбы был вынужден покинуть родину и отправился проповедовать суфийское учение в Китай. Множество суфийских школ возникло впоследствии благодаря Ходже Абаху, а он также посетил Тибет, где заключил политический союз с Далай-ламой V и джунгарскими правителями. При поддержке последних Абах в 1678 году захватил власть в Кашгаре. Кровопролитный переворот и последующие репрессии стали тяжелым бременем для народа, поэтому в современной уйгурской историографии отношение к Ходже Абаху скорее отрицательное, несмотря на его миссионерскую деятельность. Но мавзолей все равно является центром паломничества всего Синьцзяна, поскольку здесь же похоронены несколько духовных лидеров Восточного Туркестана XVII-XVIII веков и представителей семей правителей Кашгара. Мавзолей же, собственно, был сооружен для отца Ходжи Абаха - Мухаммеда Юсуфа и членов егосемьи в 1640 году. Просто сынстал известнее своего отца, поэтому после смерти Ходжи Абаха мавзолей переименовали и назвали его именем. Ходжа Юсуф также был проповедником суфизма. В Кашгарию он пришел из Средней Азии, распространяя суфизм школы Белой Горы накшбандийского толка. Эта суфийская традиция входит в тарикат Хуфийя, происходящий в свою очередь от Накшбанди. После смерти Ходжи Юсуфа Ходжа Абах продолжил его работу.
Всего же в комплексе находится 75 могил, последняя из которых датируется 1815 годом. После этой даты похороны там уже не производились. Усыпальница находится на довольно большой территории, где также расположены медресе, несколько мечетей, сад с прудом и мусульманское кладбище. Для туристов открыт только сам мавзолей, а начинается комплекс с парадного входа с надвратной башней, украшенной цветной росписью и гравировкой по камню. Перед входом на плакатах представлена история реставраций комплекса, а сразу за ним – пруд, окруженный ивами. Архитектурное решение здания напоминает индийский Тадж-Махал – мавзолей возведен форме квадрата с куполообразной крышей диаметром 17 метров, покрытой зелёной глазурованной черепицей. Стены усыпальницы облицованы изразцами зеленого, желтого и синего цвета, по углам здания возвышается минареты. Внутри же мавзолей выглядит просто и даже аскетично – в соответствии с суфийской философией. Стены большого могильного зала высотой 26 м и длиной 39 м незатейливо оштукатурены, а надгробия из глазурованного кирпича покрыты цветными тканями – на каждой могиле покрывало разного цвета. По нему можно определить возраст усопших, а по размеру – пол: в больших могилах покоятся мужчины, в меньших по габаритам – женщины, а в совсем миниатюрных – дети.
Здесь находится и последнее пристанище одной из самых знаменитых женщин в уйгурской истории – правнучки Ходжи Абаха по имени Ипархан (Yiparhan) или, как называли ее китайцы, Сянфей (Xiangfei - «душистая наложница») из-за своеобразного запаха, исходившего от ее тела.
Она была женой кашгарца Ходжи Хана, который вместе с братом возглавлял уйгурские войска в противостоянии с армией цинского императора Цяньлуна. По преданию, Ипархан и сама участвовала в некоторых сражениях, но после смерти мужа была пленена и отправлена в гарем к Сыну Неба. Стареющий император был так очарован ее красотой и необычным ароматом, что даже сделал (или собирался сделать) ее второй женой. Но особое положение и богатые подарки не радовали Ипархан, сильно тосковавшую по родине. Цяньлун даже приказал построить под окнами ее покоев миниатюрную копию родного селения наложницы с мечетью, лишь бы только она улыбнулась. Но в возрасте 55 лет Ипархан покончила с собой, проведя в Пекине 28 лет в тоске по родине. Только после смерти она вернулась туда – император приказал похоронить Ипархан в Кашгаре согласно ее последней воле. Больше года карета с ее телом добиралась до родовой усыпальницы, где и была похоронена Ипархан. Там же, кстати, выставлена эта карета.
Входной билет - 30 юаней.
Планета Китай: Мавзолей Юсуфа Хас Хаджиба, мемориал Pan Tuo, гробница Махмута Кашгари
Планета Китай: бани в Гуанчжоу