Он шёл своей дорогой, часто бескомпромиссно и напролом. Для него практически не существовало авторитетов. Возможно потому, что он сам для себя был авторитет и всё строил на безупречно изысканном вкусе.
Есть странное чувство, что великий артист ушёл недооцененным. Во многом из-за того, что он гнал от себя журналистов. Хотя те редкие интервью, что он давал, являлись бесценными и настоящими культурологическими находками. Их ещё долго будут изучать.
Александр Градский, как каланча, возвышался над всеми. Теперь мы долго будем определять масштаб его личности. Ибо при его жизни это всё как-то не удавалось. Градский в творчестве всё время ускользал от каких-то чётких определений. Вроде он был из первых настоящих рок-н-ролльщиков в СССР, но то что он делал, это вроде и не совсем рок-н-ролл. Пел на эстраде, но эстрадным певцом не был. Обладал уникальным оперным голосом, но всё его творчество было далеко от оперы. Вроде был несоветским человеком, но при этом и очень советским, и приписать его к антисоветчикам трудно. Он был очень русским человеком при наличии убойной "пятой графы".
Так кто же был тогда артист Александр Градский? Наверно больше всего он был ближе к скоморохам. И его скоморошество было очень органично, хотя и было оно тоже совершенно неканоническим. Оно заключалось во внутренней свободе и правдорубстве. А также в открытии новых перспектив будущего. Мало кто теперь знает, что именно прорубанием дороги в будущее истинные скоморохи и занимались.
Поэтому неудивительно, что самая прославленная группа Градского называлась "Скоморохи". Это было уже после "Тараканов" и "Славян". "Скоморохи" Градского в своё время взорвали мозг всему эстрадному и раннероковому сообществу в СССР. И удивительно было, что Градский всё же прорвался в высшие эшелоны нашей эстрады из андерграунда. Хотя всемогущий Сергей Лапин (руководитель Гостелерадио) его люто ненавидел. Прорвался благодаря огромному таланту. Когда журнал "Billboard" объявил его "Звездой 1974 года" за выдающийся вклад в мировую музыку, Алла Пугачёва ещё только в кино на подпевках работала и запрягала солисткой в "Весёлых ребятах".
И, казалось, на этом можно было как-то сыграть, подать на выезд. Но артист этого не пожелал сделать. Он вообще очень часто как бы проваливался и исчезал из объективов популярности. А потом опять выходил на первый план. Вся жизнь Александра Борисовича - это исчезновения и появления.
Во многом тому было причиной его нежелание дружить с теми, с кем надо, быть для всех хорошим, ломать шапку перед нужными людьми, напоминать о себе и своих заслугах.
Вот в начале 2000-х годов он провалился на долгие 10 лет. Словно его и не было никогда. Был занят своей рок-оперой "Мастер и Маргарита". Этот проект был настолько не раскручен, что знаменитый артист был вынужден сам продавать диски с записями. И вот в 2012 году Градского позвали на "Голос". Причём, стоит сказать, это приглашение было далеко не очевидным для многих. Ибо Градского многие деятели шоу-бизнеса уже тогда считали списанным в тираж . Но нужен был в жюри "свадебный генерал"с известным прошлым, и Градского позвали.
И после этого его карьера словно перезагрузилась. В 2014 году он открыл в Москве собственный музыкальный театр "Градский холл" и стал сам много сольно выступать перед публикой.
Стоит сказать, что среди всех участников жюри "Голоса" он сильно выделялся. Даже был каким-то инородным телом. Всегда появлялся в своих чёрных одеждах и много и глубоко говорил о музыке и шикарно аналитически разбирал вокальные данные конкурсантов, а не корчил рожи и устраивал буффонаду.
Да, часто он был капризный и взбалмошный. Но при этом был душевный и тёплый. И у него было удивительное чутьё на таланты. Он совершенно безвозмездно помогал людям. Не всегда, стоит сказать, делал открытия. Многие помнят, как он проглядел своего собрата-скомороха Сашу Башлачёва, который целую ночь напролёт пел ему свои песни у него на кухне. Но Градскому не хватило времени оценить его. Лишь после смерти Башлачёва, он его оценил. Но во многих других случаях Александр Борисович помогал проталкивать таланты.
Градский был великим при жизни. Но после его ухода величие будет только расти. Потому что у нас живых всегда недооценивают и очень начинают ценить и понимать после. Это чисто русский синдром.
Хотя многие ещё при жизни считали его культовым артистом и много десятилетий относились к нему как к некому Божеству. Впрочем, для понимания творчества Градского слушателю требовался высокий культурный уровень. И в советское время, и сейчас.
Александр Борисович до последнего работал, был востребован и любим народом. В 2009 году на вопрос В. Познера : "Что вы скажете Богу, когда предстанете перед Ним?" Градский ответил так: "Господь знает о нас всё. Надо молчать и ждать его решения".
Вот теперь он стоит в очереди на это великое безмолвие пред Богом. Душа его обнажена. Но ей уже давно было ведомо, что ничто на земле не проходит бесследно...