Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Когда историк не "рубит" в теме

Оглавление

К этому мини-разбору меня подвиг просмотр видеоролика на Ютуб-канале Кино-Театр.Ру. В данном ролике ведущая по имени Кристина и историк К. А Жуков разбирают в рамках проекта «Деконструкция фильм 1992 года «Последний из могикан». Насколько я понимаю проект посвящен разбору художественных произведений на предмет соответствия историческим реалиям. Если это так, то ведущей и ее гостю нужно было готовится к записи тщательней, чем просто прочесть несколько абзацев из Википедии, а применительно к Жукову, еще раз пообщаться со своими друзьями-индианистами из Санкт-Петербурга, знакомством с которыми он похвастался в ролике.

Я не собираюсь разбирать ролик полностью (самостоятельно можно ознакомиться по ссылке внизу статьи), просто обозначу, то что режет слух любому, кто крепко в теме реалий франко-индейской войны 1754-1763 года, тем более, что в рассуждениях К.А. Жукова есть много дельных и рациональных замечаний.

Почему роман Ф.Купера по которому снят фильм называется «Последний из могикан», хотя община могикан существует до сих пор? Ответ К.А. Жукова - потому что так звучит красивее.

Правильный ответ – из-за болезней, войн и смешения с другими индейскими народностями к 1700 году истинных, чистокровных могикан просто не осталось. Это было даже уже не племя со своей историей и традициями, а так несколько индейских общин, которые англичане в середине 18 века называли Речными индейцами или махикандерами. Самая крупная община обитала в деревне Стокбридж в Коннектикуте, а остальные были раскиданы от Пенсильвании и верховьев реки Огайо, до Канады.

Поэтому последний из могикан это гипотетически сохранившийся, чистокровный потомок первоначальных могикан, с которыми встретились голландцы в 1607 году. Об этом кстати говорит и сам Чингачгук в романе, хвалясь своей несмешанной, кровью вождей. Остальные «могикане» для него сброд и не настоящие, истинные люди, что полностью укладывается в характер мышления настоящего дикаря.

По вопросу оценки численности могикан я писал в своем блоге "Сколько на самом деле было могикан и когда их стало бесполезно считать"

Оспенные одеяла

Куда уж без пресловутых «оспенных одеял»? Хотя в истории есть всего один задокументированный случай подобного применения. Для тех, кто не в курсе, пройдите по данному линку.

Стравливание индейцев между собой или по выражению К.А. Жукова «идем вместе морщить плохих индейцев»

Очень убогое и примитивное представление о военно-политических взаимоотношениях между индейскими племенами и колониальной администрацией.

Если кратко, то индейское племя в лице вождей общин и кланов признавало юрисдикцию английского или французского короля, называя европейского владыку своим Великим Отцом. Заключался соответствующий договор, который белые оформляли на бумаге, а индейцы оформляли поясом из ракушек (вампумом). Обе стороны несли обязательства взаимной дружбы и взаимопомощи.

Индейцы ожидали, что Великий Отец будет снабжать их товарами, за которые они отблагодарят его мехами, поможет военной защитой, будет беспристрастным судьей в межплеменных спорах, обеспечит справедливые взаимоотношения между его краснокожими и бледнолицыми «детьми».

Колониальная администрация была в праве ожидать как минимум дружественный нейтралитет со стороны союзного племени, т.е. не нападать на поселенцев, торговцев, не допускать на своей территории появления фортов и торговцев конкурирующей европейской державы, участие в войне против общих врагов.

Однако, нельзя было просто щелкнуть пальцами и сказать «фас», указав на недружественное племя или белых конкурентов. Требовались долгие переговоры, масса подарков, чтобы, наконец, Совет племени дал добро на участие в боевых действиях. Индейцы главным образом учитывали перспективы и выгоды войны, в т.ч. продвижение по социальной иерархии за счет военных подвигов.

К середине 18 века индейская тотальная война из чистой ненависти к чужакам велась только по отношению к пришлым белым, а не своим краснокожим соседям. В остальных случаях индейцы присоединялись к воинам Великого Отца из чувства союзнического долга и желания приобрести воинскую славу и добычу. Например, какая взаимная ненависть могла быть между абенаками из миссии Сен-Франсуа и чикасами из Миссисипи (расстояние по прямой 2000 км), пока французы не позвали с собой в военных поход в 1739 году первых против вторых.

Как происходили подобные уговоры можно прочитать в моей заметке "Почему Фенимор Купер не любил ирокезов".

Война в Америке продлилась дольше чем шла Семилетняя война (1756-1763) в Европе, потому что англичане выбивали французов из Канады

Все ровно наоборот. Война между Англией и Францией началась в Америке раньше, чем в Европе, а именно в 1754 году после того, как зеленый Джордж Вашингтон перебил отряд французского энсина Жумонвилля, который шел с посольской миссией к англичанам. Окончательное поражение в Канаде французы потерпели в 1760 году, после неудачной попытки отбить Квебек.

В американской историографии данную войну называют Войной с французами и индейцами и датируют 1754-1763 годами. Боевые действия с французами закончились в 1760 году, а с их индейскими союзниками в 1763-м.

Исполинские французские владения Франции в Северной Америке против англичан Новой Англии, которых было очень мало.

Докладываю. На карте владения Франции в Новом Свете в 1754 году выглядят в самом деле впечатляющими, однако, это скорее заявка, чем реальное обладание. По сути французы относительно плотно заселили только устья двух великих рек – Миссисипи и Св. Лаврентия, а между ними гигантской дугой шла редчайшая цепочка маленьких фортов и поселений. На всю Луизиану и Новую Францию насчитывалось около 60 тыс. французов против 1,5 миллионов англичан в 13 колониях на восточном побережье Атлантического океана.

Резню у форта Уильям-Генри устроили гуроны, которые не очень-то понимали, за чем их туда привели

В целом утверждение К.А. Жукова, что индейцы устроили резню у форта У-Г из-за отсутствия добычи и славы верно. Хотя за время летней компании 1757 года на озере Шамплейн индейский контингент французской армии (всего 1799 индейцев, из них только 52 воина гурона, 26 из Детройта и 26 из миссии Лоретт под Квебеком) участвовал в нескольких стычках и добыл немало пленников и скальпов.

Единственное название племени, воины которого начали резню, упоминает де Бугенвиль, адъютант французского командующего генерала де Мокальма, это абенаки с Пенобскота, которые претерпели немало бед от англичан в современном штате Мэн.

В отличие от абенаков из Мэна, гуроны проживали в деревнях при христианских миссиях и относились к «домашним» индейцам, которые были ярыми приверженцами католической веры, но сохраняли некоторые из своих традиционных ритуалов и верований. гуроны были постоянным участниками военных походов французов более ста лет и прекрасно понимали, за что они воюют и как воюют их белые союзники.

О том, как происходила резня в сравнении из 4-х разных источников можно прочитать в моей статье – Негров на всех не хватало и индейцы стали хватать кого попало.

Индейцы просидели 4 месяца под стенами форта Уильям-Генри.

Осада длилась с 3 по 9 августа 1757 года, но собирать индейцев для похода начали с мая.

Цикл моих статей об эпопее осады этого форта можно прочитать по этой ссылке.

Понятие Ку

По незнанию или заблуждению К.А. Жуков перенес практику «Ку» (от фр. Coup – удар) на всех индейцев Североамериканского континента, хотя данное воинское деяние – прикосновение к врагу не вооруженной рукой или специальным жезлом – характерно только для индейцев Великих равнин. Для индейцев Вудленда главным мерилом воинской доблести были «головы» в чье число входили как добытые скальпы, так и пленные.

Индейцам безвозмездно не выдавали ружья

В мирное время индейцам ружья, конечно, не выдавали (хотя часто огнестрел входил в перечень ежегодных подарков), их приходилось покупать. Однако, во время военных действий и французам, и англичанам приходилось открывать свои арсеналы и выдавать некоторое количество исправных ружей своим индейским союзникам, которые зачастую являлись на место сбора в состоянии «гол, как сокол», и белые вставали перед выбором - дать ружье, порох, пули, одеяло нож и томагавк или тут же лишиться ценного военного специалиста по партизанским действиям. Как правило, выбор был всегда в пользу первого решения.

Уважаю Жукова Клима Александровича за его просветительскую деятельность и глубокое знание истории и исторических процессов Средневековья и не только, но хочу заметить, если вы собираетесь освещать предмет, о котором имеете смутные знания, не плохо было бы почитать перед съемкой что-нибудь по теме.