Думаю, что многие читали это знаменитое высказывание швейцарского педагога Адольфа Ферьера.
И создали так, как велел им дьявол.
Ребенок любит природу, поэтому его заперли в четырех стенах.
Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет определенный смысл, поэтому все построили так, чтобы его активность не приносила никакой пользы.
Ребенок не может оставаться без движения - его принудили к неподвижности.
Ребенок любит работать руками, а его заставили учить теории и идеи.
Ребенок любит говорить - ему приказали молчать.
Ребенок стремится понять - его заставили учить наизусть.
Ребенок хотел бы сам искать знания - ему все дают в готовом виде ...
Точнее о современной школе не скажешь. Адольф Ферьер написал эти слова в начале 20 века. Нынче на дворе 21 век. Слова словно пророческие.
Далее в своём трактате он описывает последствия обучения детей в такой школе.
«И тогда дети научились тому, чему они никогда бы не научились в других условиях. Они научились лгать и притворяться. И вот что произошло. Как и хотел того дьявол, некоторые люди зачахли, стали вялыми и пассивными, утратили всякий интерес к жизни. Они лишились счастья и здоровья. Пропали Любовь и Доброта. Мысли стали сухими и серыми, души зачерствели, сердца озлобились…
И погибла школа, которую так ловко придумал дьявол.»
Ничего не напоминает?
Мне напоминает наше настоящее.
Давайте спасём будущее наших детей. Нужно всего лишь изменить подход к обучению и воспитанию ребёнка, к его образованию в целом.
Много педагогов и психологов работают над усовершенствованием методик обучения, над развитием образовательной среды.
Но этого недостаточно. Недостаточно взять чужую теорию и попытаться внедрить её в свою систему работы искусственно.
Нужно измениться самому. Внутри.
Нужно внести изменения в целую систему своей работы.
Это касается и родителей, и педагогов.
Что нужно изменить?
1. Ребенок любит природу – увеличьте его общение с ней.
Частые прогулки, экскурсии, забота о домашних питомцах развивает в ребёнке наблюдательность, ответственность, любознательность, открытость миру.
2. Ребенку нравится осознавать, что его работа имеет определенный смысл – дайте ему возможность принимать участие в социально-значимых проектах и создавать свои проекты.
3. Ребенок не может оставаться без движения - организуйте ему в течении дня разумную целенаправленную двигательную активность, как-то: занятие спортом, танцами, участие в подвижных играх.
4. Ребенок любит работать руками – включайте в его деятельность больше практических и творческих работ.
5. Ребенок любит говорить – дайте ему возможность высказаться. Создавайте для детей речевые ситуации.
6. Ребенок стремится понять – сведите тренировку механической памяти к минимуму. Включайте в работу с ребёнком методы активного познания, использую все достижения современной психологии.
7. Ребенок хотел бы сам искать знания – научите его работать с информацией, помогите овладеть способами грамотной коммуникации.
Надеюсь, что люди, которые так или иначе причастны к обучению и воспитанию детей, согласны со мной и уже давно научились вступать в противоречия со старой системой образования. Не боясь бросить ей вызов.
Спасибо, что были со мной до конца моих размышлений.
Всегда , когда пишу, надеюсь, что мой опыт кому-нибудь пригодится.
Надеюсь на продолжении дискуссии в комментариях.
Подписывайтесь на мой канал, всегда рада единомышленникам и не только.