Отказавшая от Винчестеров и Ремингтонов армия США тем не менее нуждалась в современном оружии. Однако, исходя из требования экономии средств, генералы решили не закупать новые винтовки, а усовершенствовать путем кардинальной переделки старые, но не изношенные образцы, которые были произведены в конце войны, не успели попасть на фронт, и теперь тысячами пылились на армейских складах. Задание на подобную переделку армия поручила фирме Спрингфилд, являвшейся основным поставщиком винтовок для армии США на протяжении всех предыдущих десятилетий.
Разработку новой системы возглавил ведущий инженер фирмы Эрскин Аллен; он пошел простейшим путем: срезал верх казенной части ствола стандартной дульнозарядной винтовки Спрингфилд периода гражданской войны. Вырез Аллен закрыл откидывающейся подпружиненной пластиной, которую американцы прозвали «ловушкой». В этой пластине монтировался ударник, располагавшийся под таким углом, чтобы по нему мог ударить капсюльный курок, оставшийся от старого образца; другой конец ударника в этот миг разбивал закраину патрона бокового воспламенения – для производства выстрела.
Чтобы зарядить эту «новую» винтовку, нужно было курок отвести в положение полувзвода, отжать пружинную защелку с правой стороны и откинуть закрывающую казенник пластину вперед на 45 градусов. Затем стрелок вручную извлекал и выбрасывал стреляную гильзу, вставлял в казенник новый патрон, закрывал откидную пластину, взводил курок в боевое положение и нажатием на спуск производил выстрел.
Благодаря такой системе заряжания скорострельность Спрингфилда была несколько медленнее, чем у Ремингтона (12-13 выстрелов в минуту), да и надежность системы Аллена была пониже ремингтоновской. Однако генералов, не ждавших в ближайшее время крупной войны, интересовало только единственное преимущество данной системы – дешевизна. Замена казенной части на уже произведенной и имеющейся в наличии винтовке стоила намного дешевле производства нового ружья. И поэтому армия США приняла на вооружение винтовку Спрингфилд обр. 1866 г, начав массовую переделку в нее складских запасов дульнозарядных винтовок Спрингфилда обр. 1855 г.
Запасов хранившихся на складах Спрингфилдов-1855 хватило на 6 лет. Когда же запасы старого оружия иссякли, было решено продолжить производство этого оружия по прежнему образцу с одним изменением – адаптация винтовки под новый перспективный патрон центрального боя, более надежный и мощный, чем старый патрон кругового воспламенения. Так на вооружение армии США была принята «новая» однозарядная винтовка Спрингфилд обр. 1873 г, стрелявшая мощным «правительственным» патроном калибра .45-70 центрального воспламенения, пуля которого летела со скоростью 411 м/с. Принятие нового патрона положительно сказалось не только на баллистических данных оружия, но и на его надежности. Однако стоила эта винтовка правительству уже подороже: теперь приходилось платить не за переделку, а за производство оружия.
Спрингфилд обр. 1873 г производился с 1873 по 1877 гг.; всего было изготовлено 50.000 винтовок, 20.000 кавалерийских карабинов и 3.000 кадетских винтовок этого типа. В 1884 году последовала еще одна незначительная модернизация Спрингфилда, и производство этого оружия продолжилось. К сожалению, мне неизвестно, сколько изготовили винтовок образца 1884 гг; но всего вместе с переделками 1866 года из винтовок образца 1855 года американцы выпустили 232.000 Спрингфилдов «с ловушкой». Несмотря на бурное развитие в этот период стрелкового оружия и быструю смену систем, Спрингфилд «с ловушкой» оставался на вооружении армии США около 30 лет. Лишь в середине 90-х годов 19-го века эту винтовку заменили на магазинный Краг-Йоргенсен; однако в волонтерских частях армии США Спрингфилд «с ловушкой» дожил до начала 20-го века…
Но не только «новыми» Спрингфилдами была вооружена во второй половине 19-го века армия США. Не забывали армейцы Америки и ставшую в годы гражданской войны поистине легендарной винтовку Шарпса. Это неприхотливое надежное нарезное ружье отличалось потрясающей точностью дальнего выстрела; недаром именно этой моделью вооружались снайперы федеральной армии в годы гражданской войны. И хотя Шарпс стоил дороже, чем «новый» Спрингфилд, он пользовался вполне заслуженной популярностью и, несмотря на поистине болезненную скупость военного руководства, оставался на частичном вооружении армии США еще долгие годы. В первую очередь это оружие получали солдаты специальных подразделений, которым требовалась особо меткая стрельба – снайперы, рейнджеры, пограничники, кавалеристы передовых рот, постоянно сталкивавшихся с индейцами.
Еще в конце гражданской войны стрелявший поначалу бумажными и льняными патронами Шарпс был приспособлен для стрельбы унитарными металлическими патронами кругового воспламенения, что пошло оружию только на пользу. А в 1874 году в связи с принятием на вооружение армии США перспективного мощного патрона центрального боя калибра .45-70 фирма Шарпс начала выпуск тысяч пехотных винтовок и кавалерийских карабинов под этот патрон. А так как неприхотливые меткие Шарпсы под патрон центрального боя пользовались огромным спросом не только у армейцев, фирма разработала целую линейку «гражданских» винтовок разных калибров и разной мощности. Среди них наиболее знаменитыми были дорогие элитные высокоточные винтовки: «Равнинный Шарпс» и «Шарпс Буффало». Это оружие отличалось особо тщательной выделкой стволов, а так же тем, что кроме «правительственного» патрона в нем можно было использовать патроны повышенной мощности, специально разработанные на фирме «Шарпс». Да, это довольно дорогое оружие мог купить не каждый переселенец; но настоящие мастера целевой стрельбы стремились заполучить «Равнинную» или «Буффало», не считаясь с их ценой – оружие того стоило. «Равнинный Шарпс», как несколько более дешевый, был распространен шире; он стал одной из самых популярных охотничьих винтовок эпохи Дикого Запада. Его использовали первопроходцы, трапперы, пограничники, рейнджеры; индейцы готовы были рискнуть жизнью, лишь бы заполучить «Равнинную» в руки… Винтовка была очень мощной; она стреляла не только армейским патроном .45-70, но и более сильным «шарповским» .45-75.
Но еще более желанной, чем «Равнинная», была довольно дорогая винтовка «Шарпс Буффало», являвшаяся настоящим стрелковым шедевром того времени. Хотя «Буффало» выпускался в нескольких калибрах, особо ценилась его версия по прозвищу «Биг Фифти» («Большой Полтинник») - модель, приспособленная под патрон особой мощности калибра .50-90, разработанный на фирме специально для нее. Пуля, посланная из «Большого Полтинника», одним ударом сбивала с ног тяжелого бизона – недаром конструкторы фирмы назвали эту модель «Буффало» («Бизон»). Винтовка имела тяжелый восьмигранный, тщательно выверенный ствол, позволявший прицельно стрелять на немыслимые даже для современного стрелкового оружия дистанции; меткости выстрела способствовали так же регулируемый градуированный прицел и шнеллерный механизм – новинка того времени. Шнеллер представляет собой двойной спусковой крючок, облегчающий усилие на спуске. После того, как стрелок нажал на первый крючок, спуск становится столь чувствительным, что выстрел происходит при самом легком прикосновении ко второму крючку; при этом на выстрел уже не влияет усилие пальца - пуля летит именно в ту точку, на которую наведена мушка.
Исходя из вышесказанного понятно, что для умелого стрелка или профессионального охотника мощная и точная однозарядная винтовка Шарпса была значительно важнее и дороже, чем скорострельный, но не самый меткий Винчестер. Ведь из Винчестера никогда бы не получилось сделать такой удивительный выстрел на большую дистанцию, как тот, что прославил Билли Диксона. Говорят, что в 1874 году этот стрелок в бою при Эдоб-Уоллс сразил из своего новенького «Буффало» со шнеллером индейца, находившегося от него якобы в 1.538 ярдах (1.406 м)! Правда, люди, хорошо знакомые с оружием, знают, что стрельба по отдельно стоящему человеку на такие дистанции без оптического прицела невозможна – его просто не разглядишь. Поэтому специалисты стрельбы предполагают, что дальность в описании данного события указана все же не в ярдах, а в футах. В таком случае дистанция сокращается с невероятных почти 1,5 км до… тоже невероятных 469 м! И хотя эта цифра не столь впечатляюща, как полуторакилометровая, она все равно остается «удивительным выстрелом» - ведь обычный стрелок без оптики просто не способен поразить одним выстрелом цель размером с человека на дальности свыше 300-350 м…
Конкуренты «Короля прерий» (01). Однозарядная – не значит плохая…
Другие статьи моего канала по теме: «Оружие США в 19-м веке»:
Оружейные новинки 19-го века и винтовки начала гражданской войны в США
Казнозарядные винтовки гражданской войны в США
Многозарядные винтовки гражданской войны в США
Его Величество Револьвер (1): явление Кольта
Его Величество Револьвер (2): Кольт стремится к совершенству
Его Величество Револьвер (3): конкуренты Кольта
Его Величество Револьвер (4): революционный Смит-Вессон
Его Величество Револьвер (5): револьверы Конфедерации
Его Величество Револьвер (6): европейские револьверы конфедератов
«Желтый парень» с Дикого Запада - начало легенды
«Короли прерий» - потомки «Желтого парня»
«Гладкостволы» Дикого Запада (01): шаг назад, два – вперед
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх» - вам все равно, а мне приятно. И подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по теме военной истории