Почему современные игроки ненавидят игры, и причём тут ностальгия, разработчики и проблемы с деньгами
Сейчас среди игрового комьюнити стало очень популярным "хоронить" различные игры ещё до релиза, покрывать тоннами ненависти разработчиков и издателей и вспоминать о том, насколько же раньше было лучше - каким великолепным был Far Cry 3 (а то и 2), а вот 5 и 6 уже совсем не то, насколько легендарным был Most Wanted, а теперь серия вообще умерла и Heat совсем не торт (на эту тему будет отдельный материал), да и Modern Warfare 2007 года была великолепной - а всё, что после неё - отстой. Культура хейта достигла небывалых масштабов, и он не всегда идёт на пользу как индустрии, так и самим геймерам. Кто виноват и что делать? Давайте разбираться.
Ностальгия
Пожалуй, вот самая главная причина хейта в сторону новых игр и любви к старым. Большинству людей трудно воспринимать новое, и когда однажды они заставили это себя сделать, например, поиграв в Far Cry 3- они оказались впечатлены (ведь игра хороша) и у них развился синдром утёнка - в голове только Ваас и джунгли острова близ Африки. Или когда-то они купили PS4, на протяжении многих лет остававшейся лучшей игровой системой, а теперь, взяв PS5, они уже не ощущают в полной мере того же технологического скачка - консоль сложно достать по рекомендуемой цене, эксклюзивов за первый год не так много, меню поменялось и стало несколько непривычным. Эх, вот раньше-то трава была зеленее!
Но если абстрагироваться от ностальгических чувств, выясняется, что всё зачастую всё совсем не так - и есть один верный способ раз и навсегда побороть ностальгию.
Нужно после нового просто вернуться в старое. Как давно вы играли в те игры, которые считаете эталоном? Не помните ли вы их лучше, чем они есть есть на самом деле?
Всё просто - наиграв в пятый Far Cry несколько часов, пройдя некоторые сюжетные моменты, берм и устанавливаем третий. И тут вдруг оказывается, что оружия и различных смертоносных гаджетов гораздо меньше, как и его кастомизации, стрельба похуже, графика так же даёт знать о возрасте игры. Интерфейс уже не такой привычный, да и сюжет на самом деле довольно простой - и легендарный Ваас, которому до сих пор поклоняются миллионы геймеров, оказывается просто психом без конкретной мотивации и экранного времени за игру у него совсем немного. При этом он даже не главный злодей - а помните главного, Хойта? Нет? Так что же, это и есть хороший сюжет и прописанные персонажи, или нет?
А что с геймплеем? Упс, после пятой части вертолётов и самолётов ощутимо не хватает, да и открытый мир не такой уж и открытый - он довольно сильно разделён непреодолимыми областями в виде скал и гор, что делает его, по сути, сетью коридоров (эта особенность перекочевала и в 4 часть). Система симуляции жизни здесь так же явно попроще, а обилие вышек, аванпостов и однообразных заданий - это же так увлекательно... было в 2012.
По факту мы видим, что Far Cry 5 на голову или даже на 2 превосходит третью часть по всем вышеописанным параметрам. Почему он так сильно не зацепил вас - возможно, сеттинг африканских джунглей и тема борьбы с пиратами вам ближе американской глубинки и противостояния с сектой? Да, вполне это может быть причиной, но это вкусовщина, а о вкусах не спорят, поэтому это никак не умаляет достоинств Far Cry 5, который, к слову, является моей любимой частью в серии. Кто-то может уповать на то, что принципы геймплея остаются в серии одними и теми же - но ведь разве это не то, что делает Far Cry самим собой? За это его и любят игроки, за этим игровым процессом, но в новом сеттинге и с новыми особенностями, люди и приходят в новые части этой игры. Кардинальная смена геймплея сделала бы из FC другую игру, которая, может быть, и нашла бы своих поклонников, но почему это назвали именем легендарной серии, никто бы не понял. А может, ваш ПеКа не тянет пятую часть, а третья идёт на ура? Эта тема рассмотрена в последнем пункте статьи, он ниже.
Кто-то может сказать, почему речь о пятой части, когда уже вышла шестая? Пятая просто понравилась мне больше - в основном по причине сеттинга и сюжета, к тому же некоторые геймплейные решения в 6-й части действительно спорные. Однако 6-я часть в моём личном топе из этой серии занимает почётное второе место, сразу после 5-й. И сейчас я скажу самую страшную вещь, от которой у многих знатно полыхало в разных сообществах и на форумах - Far Cry 6 является идеальным ремейков Far Cry 3. Судите сами - тропический сеттинг, не слишком замотивированный и слегка безумный главный злодей, сюжет для галочки, значительно возросший по сравнению с предыдущей частью открытый мир, только вот вместо вышек теперь зенитки... правда, в чём разница?
Я не говорю, что Far Cry 3 плох - это хорошая игра, особенно для своего времени, да и сейчас в ней можно с удовольствием провести пару десятков часов. Я лишь считаю, что она очень сильно переоценена и даже незаслуженно возведена в культ, и новые части в сравнении с ней никак не могут быть в проигрыше - конечно, если вы найдёте в себе силы открыть глаза и побороть синдром утёнка.
Про Far Cry 2 и говорить нечего - унылое однообразие без как таковых персонажей и сюжета. Да, с вниманием к деталям, которые способны удивить даже сегодня - физика огня, ломающиеся деревья, изнашивающееся оружие, машины, разваливающиеся по кусочкам при попаданиях в них. Это приятно, но замечаешь это лишь в первые 2-3 часа и для увлекательного полного прохождения этого явно недостаточно.
То же самое и с PS5 - лучше всего технологический скачок вы ощутите, если вернётесь обратно на четвёрку на пару дней. После неё возвращаться к быстрым загрузкам, большему разрешению и FPS, а так же геймпаду со множеством фишек, будет гораздо приятнее.
Разработчики
А точнее издатели и их маркетинговые отделы, но чаще всего всех их вместе называют одним словом "разрабы". По предыдущему пункту кто-то может подумать, что я перекладываю всю вину в возникновении хейта на самих игроков, а игроделов считаю белыми и пушистыми, но это не так.
С развитием технологий, а именно появлением у абсолютного большинства геймеров высокоскоростного безлимитного интернета и возможностей мгновенной безлимитной оплаты, многие издатели почуяли золотую жилу в виде монетизации своих творений. В онлайн-проектах это проявляется в так называемых боевых пропусках, в основном предоставляющих различные скины для имеющихся у игрока персонажей, оружия техники или устройств, либо самой уникальной техники или устройств, платных "бустеров" прокачки, позволяющих зарабатывать больше единиц игровой валюты и так далее. Тут издатели тоже делятся на два лагеря - в "хорошем" вложения в игру предоставляю лишь косметические улучшения, в "плохом" же появляется pay to win - когда вложение реальных денег в игру даёт игроку преимущество над теми, кто играет бесплатно. Это ломает геймплей, делает порог входа для новичков больше и отталкивает аудиторию, которая не готова постоянно вливать средства в игру, чтобы получить удовлетворяющий их геймплей. Так же и сама онлайн-игра может быть платной, либо стать таковой на определённом этапе.
И если в онлайн-играх это всё ожидаемо и простительно, особенно если игра условно-бесплатна и улучшения только косметические, то когда в одиночные игры строятся так, чтобы вынудить игрока вкладывать деньги в уже купленную за полную стоимость игру - это вызывает справедливый гнев игрового сообщества.
Лучшим примером тут могут послужить последние игры (конечно, не все) от бедной инди-компании Ubisoft, которой очень не хватает денег - поэтому она в одиночных проектах стала искусственно растягивать геймплей, заставляя игрока выполнять однообразные задания для гринда необходимых предметов и уровней, а если вам это вдруг наскучило - то вы всегда можете купить бустер для более быстрой прокачки, или эксклюзивные вещи, или оружие во внутриигровом магазине. Причём всё это - исключительно за реальные деньги, без альтернативы в виде покупки за внутриигровую валюту.
Так же уже достаточно давно у многих разработчиков стало модным продавать игру не целиком, а по кускам, разбивая по сути полноценную игру на так называемые DLC, продаваемые отдельно. Этим сейчас грешат практически все мировые издатели, и даже GSC Game World, которые должны были победить зло, а не присоединиться к нему, сделали эксклюзивный квест, некоторые байки и мелодии у костра доступными только в самом максимальном издании, и только по предзаказу игры. Есть и хорошие примеры - например, дополнения к Ведьмак 3 от горячо любимых мной CDPR, да даже дополнения к тому же Battlefield 3 не были чем-то раздражающим (правда, не все). Иногда DLC бывают и бесплатными, но если раньше эта аббревиатура звучала гордо и представляла собой большое сюжетное дополнение к определённой игре, то сейчас ей называют практически всё подряд - стоить вспомнить позорнейшие 3 (!) DLC для Киберпанк 2077 в виде двух курток, машинки и скинчика на Джонни Сильверхенда... кому вообще пришло в голову называть это DLC, да ещё и не одним, а тремя? Спасибо, что хотя бы бесплатно!
Помимо всего вышесказанного, появление у подавляющего числа аудитории высокоскоростного безлимитного интернета сделало возможным поставить играм обновление в любой момент - и если и до этой эпохи игры выходили с багами, и нужно было заморочиться, чтобы поставить патч, но издатели хотя бы действительно старались выпускать игры в готовом виде.
Сейчас же мы всё чаще наблюдаем, как игроки, оформившие предзаказ или купившие игру в день релиза, становятся, по сути, бета-тестерами или даже альфа-тестерами, только не им платят - они выполняют эту работу за свои собственные деньги. За примерами далеко ходить не надо - Cyberpunk 2077, Battlefield 2042, трилогия GTA. Перечисленные игры отличились не только плохим техническим состоянием и большим количеством ошибок, но и качеством исполнения - трилогия GTA производит ощущение сделанной "на коленке", Battlefield испытывает серьёзные проблемы с геймдизайном и дизайном карт, а Cyberpunk из-за большого количества недоработанных или вовсе отсутствующих механик предстала перед нами совсем не той игрой, про которую нам так много рассказывали и показывали.
В добавок ко всему, в последние несколько лет крупнейшие разработчики игр перестали... разрабатывать игры! Как бы парадоксально это не звучало, но количество новых франшиз или самостоятельных тайтлов сводится почти к нулю - разработка игр длительная, сложная и дорогая, а зачем рисковать десятками или сотнями миллионов долларов, создавая что-то новое, если можно развивать уже существующие франшизы? Некоторые из них, например, Call of Duty, выходят с завидной ежегодной регулярностью, и многие части напоминают лишь рескин предыдущих, но стоят, как новая игра.
Но что может быть лучше продолжений? Правильно, ремастеры и ремейки! Зачем делать новые игры, пусть даже продолжения, если можно по несколько раз продавать старые за фуллпрайс? Версия для новых платформ, версия с улучшенной графикой, юбилейное издание... при этом многие ремейки не дотягивают даже до звания ремастеров по исполнению, а ремастер часто бывает почти невозможно отличить от оригинальной игры, или он отличается даже в худшую сторону.
Финансовые трудности
Кризис, с переменным успехом длящийся в России с 2014 года, кроме Крыма, принёс нам крышесносный курс иностранных валют и ежегодно снижающийся уровень жизни населения. Это не только никого не радует (кроме самых отбитых ватников), но и не позволяет многим геймерам обновить свои устройства - приобрести новую консоль, комплектующие для ПК и т.д., что делает комфортную игру в современные проекты невозможной для них. К общей печальной картине с подорожанием всей техники и электроники иностранного производства (то есть всей) в 2 или более раз в ушедшем году добавился ещё и дефицит полупроводников, а так же подорожавшая криптовалюта, опустошившая рынок видеокарт и многократно повысившая их стоимость.
Финансовая неустроенность и неспособность получения желаемого (при том что раньше такая возможность имелась) безусловно влияют на психоэмоциональное состояние, и легко найти оправдание в том, что игры стали плохими и поэтому я больше не играю в них. Это ненависть не к играм, это ненависть к себе и своей жизни, хоть это и сложно признать. Но писать гневные комментарии на YouTube или в пабликах Вконтакте - гораздо проще, чем найти улучшить своё финансовое положение вопреки сложившейся ситуации. Поменять работу, научиться чему-то новому, найти подработку - это всё непросто, требует усилий и времени, но это единственный реальный выход. А так же стоит думать, за кого вы голосуете, и стоит ли вообще ходить на выборы.
Итог
Как видно, причин не любить новые игры сегодня действительно много. Но сколько из них объективных? Действительно ли нам важно рассматривать каждую текстурку в игре и расстраиваться из-за багов, которые мы даже не встретили? Стоит ли смешивать разработчиков непонятно с чем из-за внутриигрового магазина, который нам совершенно без надобности? Нужно ли хейтить игры, в которые даже не играл, или стоит что-то сделать со своей жизнью?
В наше время выходит много потрясающих, красивых и увлекательных игр, погружающих нас в новые миры, о которых ещё в 2000-х мы не могли и помыслить. В большинстве из них можно с удовольствием провести время и получить красочные впечатления.
Тратьте свободное время не на бессмысленную ненависть, а на игры, которые вам по душе.
Спасибо, что дочитали статью до конца. Я буду рад, если вы положительно её оцените. Подпишитесь на канал и оставьте своё мнение в комментариях!