Афонский старец Феофилакт (Нано́пулос) из келии Типографов со слезами рассказывал: «В годы немецкой оккупации фашисты схватили меня и моего брата по плоти иеромонаха Пантелеимона и отправили нас в Германию, в концлагерь Дахау.
В одну из ночей нас вывели из барака и повели на расстрел. Была зима, минусовая температура. Когда нас привели на место казни, с нас сняли всю одежду, и мы ждали своей очереди. Надежды на спасение не было. Тогда, вспомнив о святых сорока мучениках Севастийских, я сказал:
—Слушай, Пантелеимон, как начинается тропарь святым сорока мученикам? Помнишь его?
Отец Пантелеимон тут же запел на первый глас:
— „Боле́-езньми святы́х, и́миже о Тебе́ пострада́ша, умоле́н бу́ди, Го́споди…“ Он ещё не закончил тропарь, как нас вдруг покрыло облако тепла, и мы не чувствовали холода. Это было явное присутствие святых, которых тоже мучили холодом.
Вы читаете отрывок из третьего тома «Нового афонского патерика», в который включены поучения и рассказы преподобного Паисия Святогорца, не вошедшие в его «Слова». Приобрести наши книги можно по ссылке внизу
Так мы, раздетые простояли на морозе целую ночь, а утром, когда подошла наша очередь на расстрел и мы уже ожидали смерти, вдруг пришёл приказ, что нас — двух монахов — расстреливать не нужно.
Больше ни один из толпы людей, стоявших рядом, не спасся, спаслись только мы двое. Однако и наши имена были написаны на одной из табличек в мемориальном комплексе концлагеря Дахау».
Нажать и купить книги преподобного Паисия Святогорца и наши другие издания