Найти тему
джазовые пластинки

Коротко. Onzy Matthews - Blues With A Touch Of Elegance (Capitol, 1964)

Перерывая одним вечером полки одного американского приятеля-коллекционера я наткнулся на альбом прежде незнакомого мне музыканта, обладателя выразительного взгляда и, судя по предсказаниям на конверте, собственного оркестра. По номеру пластинки можно было сделать вывод, что речь идет примерно про середину шестидесятых, и какой была моя радость, когда на заднике я обнаружил аккуратно расположенные друг за другом имена ведущих джазовых музыкантов западного побережья от саксофонистов Кертиса Эми и Клиффорда Скотта до трубача Бобби Брайнта, гитариста Рэя Кроуфорда и легендарного Хораса Тэпскотта, который в то время был известен в первую очередь как тромбонист.

Альбом Онзи Мэтьюса 'Blues With A Touch Of Elegance', выпущенный лейблом Capitol в 1964 году. Оригинальное американское моно-издание.
Альбом Онзи Мэтьюса 'Blues With A Touch Of Elegance', выпущенный лейблом Capitol в 1964 году. Оригинальное американское моно-издание.

Ткнув пластинку я убедился, что наличие первоклассных музыкантов не случайно - оркестр ничем не уступает (а возможно в чем-то и превосходит) ключевому черно-белому джазовому биг-бенду западного побережья шестидесятых под управлением Джеральда Уилсона. Всего на пластинке десять композиций, среди которых уместились шесть авторских тем - остальные также украшены собственными аранжировками мистера Мэтьюса.

Музыканты оркестра
Музыканты оркестра

Как выяснилось, Blues With A Touch Of Elegance довольно известная в узких кругах пластинка - утверждает это Майкл Кускуна, продюсер серии Mosaic, в рамках которой в 2007 году на трех CD были выпущены все записи Мэтьюса, сделанные для Capitol в середине шестидесятых. С первой из них, устроенной на волне американского увлечения босса-новой, публика той поры ознакомиться не могла - также на Mosaic были выпущены несколько прежде недоступных записей, где маэстро поет.

Трехдисковое издание 2007 года от Mosaic
Трехдисковое издание 2007 года от Mosaic

Свой оркестр Мэтьюс собрал в начале десятилетия, однако количество работы было ограничено - в многие места бенд, состоящий наполовину из белых и черных музыкантов, попросту не ангажировали. Известен аранжировщик стал в первую очередь благодаря своей работе на двух первых пластинках певца Лу Ролза, а в семидесятом в его изысканные полотна оказался завернут голос Эстер Филлипс - вышедший на Atlantic альбом Confessin' The Blues заслуженно считается одной из лучших пластинок артистки.

Что касается собственно обсуждаемого альбома, то как и следует из названия акцент сделан на нетривиальных блюзах - коллеги Мэтьюса, вроде упомянутого выше Джеральда Уилсона и, скажем, Оливера Нельсона также предпочитали и успешно работали в блюзовой идиоме.

Наиболее же ярким номером, пожалуй, оказывается Blues Non-Stop в которой соло достается тенор-саксофонисту Клиффорду Соломону, а сам Мэтьюс крайне точно фразирует за привычным фортепиано.