Итак, ровно год прошёл с момента запуска автобусной сети "Магистраль" в южных районах столицы. Какие-то итоги можно сейчас подвести.
Так или иначе, автобусы ходят, какие-то проблемы налаживаются, люди постепенно привыкают к новой схеме, и всё больше отзывов я слышу о том, что стало лучше. О чём ещё тут можно говорить? А вот о чём!
К слову сказать, в прошлый раз я писал, что весь проект "Магистраль" можно разделить на 3 раздела: 1) изменение маршрутов 2) изменение нумерации 3) информирование. Поскольку поговорить тут есть много о чём, я собирался посвятить каждому из них отдельный пост, но хватило только на первый. Ну раз так, то сегодня - как раз хороший повод поговорить об остальных двух, тем более, что они увязаны между собой и актуальны до сих пор!
Напомню суть концепции: номер маршрута несёт в себе информацию о том, где маршрут ходит. Вся Москва делится условно на 9 радиальных секторов и в каждом плюс-минус работают соответствующие номера: 5хх - на северо-востоке, 2хх на западе. Кроме того есть маршруты "м" - магистральные (ходят часто, прямо и далеко), "е" - экспрессы (могут пропускать остановки), "с" - социальные.
В 2021 году реформа была проведена в 8 и 9 секторах, а также в центре. Но и в других районах появились отдельные элементы этой будущей сети, в частности, например, в 5-м секторе возникли маршруты с519, с539, м53 и т.д.
Что сказать, здравое зерно в этой системе есть. Т.е. это именно система, а не её отсутствие. Когда мы в номер маршрута закладываем во-первых, график его работы, а, во-вторых, примерный ареал его обитания, и куда им можно доехать. И если бы мы строили город с нуля, как какую-нибудь Бразилиа, или если бы у нас была напрочь убитая система ОТ и царство маршруток, именно так бы и надо было сделать.
Но Москва - куда более сложная субстанция. И вот этот пласт знаний людей о транспорте, он на самом деле играет большую роль. Маршруты существуют десятки лет и люди ими пользуются поколениями. Условный 225 автобус - это не просто автобус с непонятной циферкой, это часть истории и культурного бэкграунда города. Конечно большинство москвичей может и не знают, где и как он ходит, но достаточно того, что несколько сотен тысяч это знают!
В конце концов, этот пласт знаний горожан о маршрутах - точно такая же система, как и то, что нам пытаются сейчас предложить. Эти знания могут передаваться от одних к другим, это некая устойчивая конструкция которая ассоциирует условные цифры 161 и 292 с возможностью проехать от Курьяново до метро Печатники.
Кроме того, новая "система" учитывает только 2 категории людей: тех, кто изменяемой сетью никогда не пользуется и приехал в район случайно (ему всё равно придётся разбираться на чём ехать, а какая тогда разница в какой сети разбираться) и местных, которые всегда тут ездят и быстро к новым номерам и трассам привыкнут. По крайней мере, авторы "магистрали" всегда перечисляли только эти две категории, и по их логике выходило, что проблем то и не будет.
Но есть ещё третий класс людей, которые в районе бывают периодически. Да, я, например, могу не пользоваться каждый день 623-м автобусом, но я точно знаю, что он меня довезёт от Текстилей до Красногвардейской. И если мне раз в икс месяцев или лет надо будет там проехать, я точно про него вспомню.
И этот пласт он, наверное, в данном случае действительно важнее системы, в которой я из непонятных номеров могу примерно понять направление движения. Тем более, что даже такая система по сути мало полезна: очень мало кому нужно просто из 1-го во 2-й сектор - всё-таки пассажир едет из условной Юго-Западной в условную конкретную точку Кунцева. Если автобус будет его везти в тот же 2-й сектор, но в какой-нибудь Парк Победы, то зачем ему он нужен?
Часть маршрутов сохранили свои трассы, но вышли под новыми номерами. Казалось бы, чтобы хоть как-то соориентировать горожан, на которых это всё обвалилось, можно бы было хотя бы для них на трафаретах указать старые номера маленьким шрифтом. В 2016 году это было сделано, и это было очень удобно. Автобусы и троллейбусы ходили со аккуратно подписанными старыми цифрами целый год, и пассажиры могли привыкнуть. Более того, один из наиболее прославившихся авторов реформы создатель канала "Новый дептранс" Даниил Баев клятвенно обещал, что именно так и будет!
Но что-то пошло не так, и никакой информации о предыдущих номерах ни на остановках, ни на самих транспортных средствах не оказалось ни в первый день, ни в после. Вот приехал к тебе какой-то непонятный е30, и стой разбирайся что это был 904. А пока разбираешься, он тебе задницей помахал и скрылся..
В отдельных случаях над пассажирами решили дополнительно поиздеваться, и вместе с номерами поменяли ещё и названия конечных. Вот пришло же кому-то в голову, что они как-то - не "по стандарту", и надо бы их переименовать. Сделали бы это несколькими месяцами позже - вопросов бы не было. Но надо было, как нарочно, именно сейчас, когда и так у пассажиров стресс и непонимание.
Вот приходит к тебе в районе Калужской такой 938 до какого-то "Чертаново-Южного" и что это, куда?... Можно ли на него садиться?
А, ведь, это старый добрый 28-й автобус! Его конечная раньше называлась "Улица Академика Янгеля" и уже по ней бы можно было его определить при отсутствии старого номера на трафарете.. Но нет, название плохое, потому что есть рядом одноимённое метро и, якобы, может быть путаница (которой никогда, вроде бы, и не было, а теперь как раз есть). Поэтому, разбирайтесь сами!
Ещё другой пример - бывший 796 автобус из Бирюлёва до конечной остановки "16-й микрорайон Чертанова". Теперь у него номер - 852-й и идёт он до некоего "Чертаново-Центрального". А что это и где?
И я как раз - такой пассажир, который не очень внимательно следит за изменениями, но который примерно помнит куда и в каком районе на чём можно уехать.
В сети Орехова-Борисова я теперь не могу ориентироваться вообще никак! Раньше я бывал в нём часто и знал все внутренние маршруты хорошо. Сейчас иногда доводиться туда приезжать, но я с трудом представляю, как и на чём можно попасть в разные его части. Всё сломано: новые номера, новые трассы, которые никак не получается запомнить. А сколько таких, как я?
Кроме того, практика показывает, что эта идея с одинаковыми цифрами как раз скорее вредна, чем полезна: от того, что все маршруты здесь начинаются на 8, их стало сложнее запомнить: что там подходит 858, с894 или 854?.. Я сам периодически в них путаюсь, но на это жалуются и родственники, которые здесь живут. На Рижской тоже теперь есть с510, 519, 539, с538 - и я не раз встречал людей, которые путались и чуть было садились не туда.
Я уж молчу про то, что людям со слабым зрением издалека сложно различить похожие номера. Раньше это было проще сделать по первой цифре, а теперь они все одинаковые. Ну и буква "с" в трёхзначном номере ещё сильнее не способствует запоминанию..
Про то, как было провалено информирование этой "магистрали" год назад, сейчас уже, конечно, нет смысла расписывать. Со временем, конечно, всё наладилось, все трафареты обновили, схемы подлатали. А тогда за несколько часов до запуска сети было полно мест, где никакой вообще информации про это не было! И не на каких-то забытых в промзоне остановках, а крупных посадочных узлах, типа метро Красногвардейская. Ну и после запуска какое-то время они продолжали висеть.
Впрочем, на некоторых станциях внеуличного транспорт следы старой жизни встречались и спустя много месяцев после запуска. Вот это фото сделано в июне 2022! Возможно, и сейчас там оно висит.
Может поэтому, а может и по более важным насущным причинам, "Магистраль" пока не пошла дальше по секторам! По изначальному плану полная "матрица" должна была настать как раз к концу 2022 года, но как видим, пока реформа застыла на месте, и в остальном городе традиционные маршруты сохраняются.
Ну и напоследок, немного юмора в тему: пост про названия улиц, хорошо показывающий абсурд изначальной идеи нумерации проекта "Магистраль"