Проект, к реализации которого приступили шестнадцать лет назад, предполагалось осуществить в два этапа. Первая очередь — создание обхода Заволжья и дамбы Горьковского водохранилища (19,2 км). Большую часть средств тогда выделили из федеральной казны. В общей сложности потратили 2,3 млрд руб. Работы завершили в течение трех лет.
Вмешался кризис
В рамках второй очереди планировалось протянуть аналогичную трассу в стороне от Балахны. Занимавший в то время пост министра транспорта РФ Игорь Донато подчеркивал социально-экономическую значимость проекта, отмечая, что, благодаря объездным дорогам, значительно улучшится транспортная связь между Нижегородской, Ивановской и Ярославской областями.
Договор с подрядчиком на реализацию второго пускового комплекса, компанией «Магистраль», заключили в 2008-м. Москва должна была покрыть 4/5 часть всех расходов. Но вмешался финансовый кризис, что и не дало завершить проект. За несколько месяцев успели сделать лишь незначительную часть работ. Например, приступили к мероприятиям по подготовке грунта и обустройству насыпного слоя. Правда, после того как стройку вынужденно остановили, отсыпку растащили.
50 км за 2-3 часа
Обходы Заволжья и Балахны являются важными участками трассы «Шопша (Ярославская обл.) – Иваново – Нижний Новгород». Хотя второй пока так и остается нереализованным, что серьезно усложняет жизнь автомобилистам и балахнинцам, чьи дома расположены вдоль дороги. Последним приходится дышать выхлопными газами проезжающего транзитного транспорта.
Потребность в объездной ощущается особо остро в летние выходные, когда горожане отправляются на свои дачные участки или возвращаются обратно. Порой в пробке, которая обычно начинается еще при выезде из Нижнего и продолжается вплоть до Балахны, приходится простаивать часами. Жители областной столицы периодически жаловались в социальных сетях, что устали ждать обещанной дороги. И терпеть придется еще как минимум до 2024 года.
Корректировка проектно-сметной документации
В 2018 году казалось, что проект сдвинут с мертвой точки — Минтранс РФ предварительно одобрил выделение средств. Для принятия окончательного решения на федеральном уровне необходимо было пересмотреть и обновить прежнюю документацию, которая уже не соответствовала действующим строительным нормам.
Договор стоимостью 95,5 млн руб. заключили с ООО ПИ «Волгаавтодорпроект» сроком до конца весны 2019-го. Но вовремя закончить работу не удалось, к тому же проект не прошел государственную экспертизу. Все это привело к расторжению соглашения и судебным разбирательствам, в ходе которых выяснилось, что сроки были затянуты по вине заказчика — Главного управления автомобильных дорог Нижегородской области.
Второй попыткой стал контракт на 101,7 млн руб. с одной из ведущих российских организаций по комплексному проектированию мостов и транспортных сооружений — ОАО «Институт Гипростроймост», взявшее обязательство подготовить проектно-сметную документацию до июня 2020-го. Но и в этот раз не все шло гладко и даты пришлось переносить. Более того, региональные власти объявили, что трасса будет платной, так как проект решили реализовать в формате государственно-частного партнерства — строить дорогу предположительно будет ООО «Центральная концессионная компания».
Сроки переносятся
Губернатор области Глеб Никитин анонсировал начало работ в 2021 году, хотя до этого говорилось о 2020-м. Но и в этот раз строительство 28 км дороги пришлось отложить, так как потенциальный концессионер отозвал заявку. Произошло это после очередного поднятия ЦБ РФ ключевой ставки, что потребовало корректировки финансовой модели. По последней информации, объект оценивается почти в 19 млрд руб., хотя еще три года назад сообщалось о 11,5 млрд руб. Не исключено, что при наличии бюджетных средств от концессии и вовсе откажутся.
Осенью текущего года в областном правительстве официально заявили, что строительство обхода Балахны откладывается. Раннее сообщалось, что дорогу откроют в 2024 году. Но если в ближайшее время вопрос снова не будет решен, ждать новую трассу придется несколько дольше.