Найти тему

Konica Minolta Dynax 7D: дизайн и управление (часть 2)

Оглавление

Продолжаю описывать первую цифровую зеркальную камеру Konica Minolta.

Фотографии D7D выполнены ретрокамерой Panasonic Lumix DMC-FZ3. Беспроблемная макросъемка и отличные цвета. Снимки не подвергались обрезке. Мне нравится снимать Panasonic FZ3 ;)

Коррекция экспозиции

Слева от вспышки расположено колесо экспокоррекции и колесо коррекции экспозиции вспышки.

Konica Minolta Dynax 7D. Колесо экспокоррекции. Эта и последующие фотографии выполнены ретрокамерой Panasonic FZ3.
Konica Minolta Dynax 7D. Колесо экспокоррекции. Эта и последующие фотографии выполнены ретрокамерой Panasonic FZ3.

Колесо экспокоррекции оснащено блокиратором и имеет две шкалы. Оранжевая шкала регулирует экспозицию в пределах ±2.0 Ev с шагом 0.3 Ev. Серебряная шкала позволяет регулировать экспозицию в пределах ±3.0 Ev с шагом 0.5 Ev. Оранжевой мне достаточно.

Обычно я произвожу незначительную положительную экспокоррекцию изображений с камеры уже при обработке RAW, но снимать предпочитаю без экспокоррекции - камера достаточно точна и не хочется потери деталей в ярких областях снимка. Но в сложных условиях съёмки, где в кадре и солнце, и тьма - экспокоррекция на камере может быть к месту.

Я стараюсь снимать в RAW. Забавно, что этому меня совершенно недавно "научили" компактные фотоаппараты. В камере не используется сжатие без потерь и размер файла составляет около 9Мб. Я настроил камеру так, что сразу после снимка мне выводится экран с гистограммой, где области изображения, приближающиеся к граничным значениям освещенности, выделяются на миниатюре (мигают). Это удобно, но вам следует знать, что камера очень «осторожна» и на самом деле отмечает все пограничные области. Т.е. подсвеченная область вполне может нести детали и не всё там катастрофично. С другой стороны, если у вас подсвечена большая площадь фотографии - дело дрянь, следует переснять с другими настройками экспозиции.

Konica Minolta Dynax 7D. Колесо коррекции экспозиции вспышки.
Konica Minolta Dynax 7D. Колесо коррекции экспозиции вспышки.

Вспышка поднимается только вручную, что правильно. Просто замечательно, что есть отдельное колесо для коррекции силы её срабатывания. С другой стороны, подпружиненная вспышка на защелке с механической кнопкой, как на Olympus E-20 была бы лучшим вариантом. Вспышку D7D можно случайно зацепить, открыть и даже - сломать.

Вспышка неприятно щёлкает при её закрытии и открытии. То же самое, что было у меня с Sony A100. Опять же, в Е20 «доводчики» делают открытие и закрытие вспышки если не бесшумным, то очень приятным.

При необходимости поднятая вспышка помогает системе фокусировки серией импульсов. Переключение в режим замедленной синхронизации происходит по нажатию кнопки AEL - это удобно.

Видоискатель и система фокусировки

Основные параметры съёмки выводятся в видоискатель. Ради экономии энергии можно отключить большой цветной монитор, нажав кнопку дисплея. Экономия батареи должна получиться солидной.

Konica Minolta Dynax 7D. Яркий и большой пентапризменный оптический видоискатель.
Konica Minolta Dynax 7D. Яркий и большой пентапризменный оптический видоискатель.

С D7D вы будете использовать яркий и большой пентапризменный оптический видоискатель. Поле зрения - только 95%. Конструкция видоискателя D7D обеспечивает возможность коррекции диоптрийности в пределах от -3.0 до +1.0. Есть датчики, которые при поднесении камеры к лицу отключают цветной монитор.

Вынос видоискателя не соответствует уровню камеры. Регулятор коррекции диоптрийности неудобен. Не идёт ни в какое сравнение с видоискателем Olympus E-20.

Режима LiveView нет. Если привыкли к живой картинке через монитор камеры - придётся или пройти мимо D7D или погружаться в суровые реалии начала 2000-х.

Все самые интересные ракурсы съёмки станут вам менее доступными с D7D. Я не знаю, что может исправить ситуацию. Уголковый видоискатель? Сомневаюсь, что он заменит вам LiveView. Так что - в раскорячку, лежа, на коленях, со стремянки, с молитвой и просто наугад «в слепую»... Короче - по старинке.

Блокировка фокуса осуществляется полунажатием кнопки спуска. На Sony A100 была активация фокуса глазом. Здесь такого я не нашел, о чём не жалею. Блокировка фокуса работает отлично. При перекадрировании фокус не сбивается.

Если кому-то интересно: есть возможность смены фокусировочного экрана (в сервисе). По умолчанию использован тип G со сферическим остроконечным матированием. Кроме него можно использовать фокусировочные экраны типа M, L или ML.

Точек фокусировки немного (девять, как и у Sony A100) и все они могучей кучкой собраны в центральной части кадра. Что плохо. Например, в Canon EOS 300D их ещё меньше, но они хотя-бы более равномерно размазаны по кадру. Есть подсветка лазером точки фокусировки. Подсветка кажется слабоватой.

Konica Minolta Dynax 7D. Переключатель области фокусировки.
Konica Minolta Dynax 7D. Переключатель области фокусировки.

Я предпочитаю использовать центральную точку фокусировки, как самую цепкую и эффективную. Вы можете заблокировать выбранную точку с помощью переключателя, что удобно. Режим фокусировки использую стандартный (покадровый) - S.

Konica Minolta Dynax 7D. Переключатель режимов фокусировки.
Konica Minolta Dynax 7D. Переключатель режимов фокусировки.

Кнопка AF/MF, как и другие режимы фокусировки, наиболее эффективна при использовании объективов с «отверткой». При использовании объективов Sony с собственными моторами, кнопка AF/MF просто блокирует объектив, отключая связь с мотором. Вы не теряете фокус, но и использовать ручную фокусировку не можете (т.к. нужно сдвинуть отдельный переключатель на объективе).

Konica Minolta Dynax 7D. Кнопка спуска затвора и переднее колесо управления.
Konica Minolta Dynax 7D. Кнопка спуска затвора и переднее колесо управления.

Ход кнопки спуска затвора маленький. Кнопка небольшая с выемкой по центру. Расположена в ложбинке, направляющей палец. Обычная кнопка. Глубокая крупная кнопка в Olympus E-20 мне по душе больше.

Режимы протяжки и скорость съёмки

На фотокамере шесть режимов протяжки, выбираемых специальным колесом справа (под колесом режимов экспонирования).

Konica Minolta Dynax 7D. Колесо выбора режимов протяжки.
Konica Minolta Dynax 7D. Колесо выбора режимов протяжки.

Режимы протяжки: покадровый брекетинг (каждый кадр серии снимается после отдельного нажатия кнопки спуска затвора); непрерывный брекетинг (вся серия снимается сразу); покадровая протяжка (возможна съемка с интервалом); непрерывная протяжка; автоспуск с интервалом 10 сек. (зеркало будет поднято непосредственно перед экспонированием); автоспуск с интервалом 2 сек. (зеркало будет поднято сразу после начала обратного отсчета).

Максимальная скорость съемки составляет 3 кадра в секунду. Максимальное число кадров зависит от настроек размера и качества изображений. В режимах RAW и RAW + JPEG можно снять до девяти кадров в буфер. В режиме JPEG максимального качества - 12 кадров в буфер. Конечно, эти значения можно получить лишь в идеальных условиях съёмки. При моем неторопливом режиме съёмки я вообще не заметил проблем с тормозами. Впрочем, после E-20 уже ничего не страшно ;)

Для любителей JPEG

Не думаю, что стоит портить впечатление от камеры, снимая в JPEG. Однако, если нет желания возиться с RAW и результатом требуется срочно поделиться в сети... Почему бы не использовать JPEG?

Konica Minolta Dynax 7D. Переключатель режимов баланса белого с кнопкой предустановок.
Konica Minolta Dynax 7D. Переключатель режимов баланса белого с кнопкой предустановок.

По балансу белого: конечно, удобно иметь отдельный переключатель с кнопкой. Но я снимаю в RAW, поэтому выставил автоматический баланс белого и забыл об этом. Жаль, что пропадает переключатель и кнопка, расположенные в удобном месте. Впрочем, для любителей JPEG переключатель может быть полезным.

Автоматический баланс белого работает отлично. Нет ухода в зелёные или красные тона. В большинстве случаев, мне нравится автоматический баланс белого. Можно задать предустановку баланса белого (солнце, тень и пр.), вручную по белому листу и в значениях цветовой температуры.

Вы можете выбрать большой, средний, малый размеры файлов JPEG и три степени сжатия. Доступны два цветовых пространства: sRGB (естественные цвета и режим повышенной контрастности и резкости) и AdobeRGB. Доступно изменение контраста, резкости, насыщенности и оттенка изображения JPEG в меню Digital FX. Шкалы с пятью делениями: -2, -1, 0, +1, +2.

Anti-shake

На камере используется уникальная для 2004 года система компенсации вибрации Anti-shake, минимизирующая эффект шевеленки на любом подключённом объективе (что - большой плюс). Обкатанная на компактах KM, система впервые была установлена на зеркалку D7D.

Konica Minolta Dynax 7D. Логотип Anti-shake. Справа - кнопка проверки глубины резкости.
Konica Minolta Dynax 7D. Логотип Anti-shake. Справа - кнопка проверки глубины резкости.

Эффективность Anti-Shake может быть существенно снижена при съемке движущихся объектов, при съемке с проводкой, при выдержках от 1/4 секунды и больше, а так-же при макросъемке. При длительном экспонировании (bulb) Anti-shake отключается.

Когда система задействована, справа в видоискателе горит шкала Anti-Shake (в Sony A100 эта шкала снизу - среди остальных индикаторов). Чем больше элементов горит, тем более нестабильно изображение.

При серьёзных неполадках системы стабилизации шкала Anti-Shake в видоискателе мигает. Не допускайте сильных ударов в камеру. Во всяком случае, на Sony A100, система стабилизации легко выходила из строя от удара. И всё бы ничего, но матрицу клинило в произвольном положении, после чего картинка в видоискателе не совпадала в границах с реально получаемым изображением.

При отказе стабилизатора у D7D съемка блокируется.

Просмотр снимков

Снимая только в RAW, вы должны знать, что камера не умеет читать собственный RAW. Увеличить снимок вы не сможете. Напоминаю, что любительская камера Canon Kiss Digital это умела ещё в 2003 году, а перед нами фотоаппарат "с претензией" из 2004 года... Чтобы оценить резкость полученного снимка требуется плодить сущности - снимать связку RAW+JPEG.

Ещё более глупым выглядит тот факт, что имея на борту датчик поворота, камера не умеет переворачивать вертикальные снимки. Т.е. служебную информацию на мониторе камера переворачивает, а снимок нужно переворачивать вручную.

Монитор большой и чёткий, но абсолютно полагаться на него в определении незначительных проблем фокуса и цвета я бы не стал. Яркость ЖК-экрана можно устанавливать по одиннадцати уровням. Чем ярче монитор, тем лучше. С другой стороны - перерасход энергии.

Вывод

Камера оставляет самые приятные впечатления. Не скажу, что она мне нравится много больше Olympus E-20. Но, признаем, Konica Minolta Dynax 7D обладает более крупной матрицей и высокой производительностью, что делает её более удобной в разных ситуациях съёмки. D7D даёт более качественное изображение, чем любой самый продвинутый компакт начала 2000-х. Даже с китовыми объективами D7D может дать картинку лучше, чем Olympus E-20. Т.к. фотоаппарат с более крупной матрицей всегда будет лучше фотоаппарата с маленькой матрицей.

Если сравнивать с "сильно кропнутыми" матрицами, например - в размере 2/3 дюйма (как в Olympus E-20) - встает проблема глубины резкости на зеркалках. Если на E-20 вы можете, в большинстве съёмочных ситуаций, держаться максимально открытой диафрагмы F2.0-3.2, то на кропнутой зеркалке D7D диафрагмы F5.6-11.0 могут стать вынужденным решением для многих кадров. Иначе что-то обязательно выпадет из зоны резкости. Конечно, необходимость работать на закрытых диафрагмах компенсируется высокими рабочими значениями ISO на D7D.

Обратите внимание на кадры макросъёмки, приведённые в данной статье. Они выполнены на Panasonic FZ3 - компактную камеру с ещё более маленькой матрицей (1/3,2 дюйма). Это позволило добиться необходимой глубины резкости при использовании максимальной светосилы объектива. Достигнуть чего-то подобного на зеркальной системе было бы куда сложнее и дороже ;)

Очень жаль, что на Dynax 7D нет LiveView и откидного монитора, как на E-20. Таких технологий у Konica Minolta не было.

Konica Minolta Dynax 7D
Konica Minolta Dynax 7D
Konica Minolta Dynax 7D
Konica Minolta Dynax 7D

Есть мелкие недоработки: проблема с просмотром RAW, автоповоротом снимка. Могут быть традиционные для цифровых Minolta/Sony проблемы с автоматической фокусировкой. Но всё это несущественно для неторопливой любительской съёмки, ведь камера даёт отличный цвет. Прямо в RAW. Это как Nikon D40 - только под объективы Minolta/Sony.

Помните о том, что все D7D могут страдать от проблемы "черного кадра". Камера начинает записывать темное изображение. Как правило, лечится перезапуском, но всё равно - неприятно.

Konica Minolta Dynax 7D
Konica Minolta Dynax 7D

Не забываем: снимки с плотностью в 6Мп достаточно экологичны. Снимки мало «весят» и требую меньше энергии на своё копирование, сохранение и показ. Сама идея подарить старой камере «вторую жизнь» - экологична по сути.

Фотокамера D7D не подойдёт для профессионального использования, но это по-прежнему мощный инструмент для фотографа-любителя.

Если у вас есть ненужный, но рабочий объектив Minolta, совместимый с Dynax 7D и вы готовы отдать его в дар - пишите на ovch@me.com или через группу ВК . Доставку оплачиваю.