Найти тему
Parnas on-line gallery

Загадочный славянский обряд на картине Г. Мясоедова.

Оглавление
Фрагмент картины Г.Мясоедова
Фрагмент картины Г.Мясоедова

Очень древний и очень редкий славянский ритуал описал в своем произведении русский живописец Григорий Мясоедов.

Если не разобраться в деталях, действие, происходящее на полотне, кажется странным и даже зловещим. Молодую полуобнаженную девушку толкают в костер под возгласы обезумевшей толпы. Палящий огонь скрыт от нас странной фигурой необъяснимой формы.

Григорий Мясоедов «Опахивание», 1876
Григорий Мясоедов «Опахивание», 1876

Однако на самом деле, девушку вовсе не принуждают к самосожжению, она идет к огню сама и вместе с женщинами своего селения тянет за собой плуг. Итак, перед нами обряд под названием «опахивание», сведения о котором остались в этнографических источниках.

Художник Григорий Мясоедов был основателем общества передвижников. Для него самого любимыми темами была бытовая жизнь русского крестьянства. Он писал их детально и с некой долей восхищения. Глубокое изучение истоков народной культуры вывело его к теме, которая раньше в искусстве почти не поднималась.
Григорий Григорьевич Мясоедов
Григорий Григорьевич Мясоедов

Сам ритуал опахивания уходит глубоко в древность, никто точно не знает, как и где он возник. Суть его заключается в том, что женщины проводят плугом или сохой борозду вокруг поселения (иногда вокруг поля или конкретной избы) и таким образом спасаются от падежа скота. Для изгнания «Коровьей смерти» привлекали незамужних девушек и вдов.

Живопись Г. Мясоедова
Живопись Г. Мясоедова

Если была возможность приурочить опахивание к празднику, считалось, оно будет эффективней. Но чаще всего обряд проводили по мере необходимости, когда возникала угроза эпидемии скота. Действие происходило в полночь или перед рассветом.

Именно предрассветный час выбрал для своей эффектной картины художник Мясоедов. Синяя дымка неба растворяется в темноте по периметру холста. Все присутствующие на обряде в прямом смысле объяты неким мистическим трансом. Ночь, треск костра, ритуальный речитатив колдуньи – все это создает атмосферу хтонического пограничья между мирами.
«Выпахивание» холеры во время эпидемии. Окрестности Екатеринославля, XIX век
«Выпахивание» холеры во время эпидемии. Окрестности Екатеринославля, XIX век

Фигура перед костром в косматом, вероятно соломенном, одеянии жестикулирует. Скорее всего, это – сельская ведьма, которая руководит ритуалом. Динамика движения заставляет зрителя поверить во все происходящее, включиться в общее безумие и вдохнуть магию славянской ритуалистики.

Фрагменты картины
Фрагменты картины

Мы не до конца понимаем, какую роль выполняет каждый из присутствующих. Но тот факт, что они уверены в силе своего воздействия, впечатляет. Колдунья вот-вот запляшет, ветер поднимет в небо столп искр, ночь обернется днем.

Крестьяне не зря выбрали пограничий час для своего дела, они хорошо знали, что именно в такие моменты, согласно эзотерике, границы между мирами наиболее хрупкие.