В украинском городе Белая Церковь есть район Гаёк. Здесь располагались авиабаза и авиаремонтный завод, в конце 90-х годов выведенные из состава Минобороны и переданные в муниципальную собственность после развала Советского Союза. Белоцерковский аэродром хотели перестроить и превратить его в третий международный аэропорт, дабы разгрузить имеющиеся аэропорты в Борисполе и Киеве. После этих заявлений было распродано все аэродромное оборудование, но часть самолетов все же сохранилась. Попасть на территорию авиабазы у нас не получилось, поскольку она хорошо охранялась и нас сразу же прогнали уже на подходе к отстойнику с военными самолетами. Но недалеко от авиабазы, в белоцерковском районе Гаёк, мы заприметили старый самолет ТУ-16, установленный в качестве памятника на одной из центральных улиц. Мы были вынуждены припарковать машину рядом и отправиться его осматривать и искать способы залезть внутрь.
Этот бомбардировщик ТУ-16 - первенец дальней авиации, является последним самолетом, который не утилизировали после расформирования 251-го гвардейского инструкторского бомбардировочного авиаполка, располагаемого на авиабазе, откуда нас погнали.
Памятник установлен в честь 40-летия 251-го гвардейского тяжелого бомбардировочного полка в 1984 году. В то время авиабаза была живой, а ТУ-16, который находился перед нами, 30 лет нес боевое дежурство, заставляя нервно грызть ногти противников с запада. Кто знал, что в каком-то 2021 году этот старый самолет останется единственным напоминанием о могучей уничтоженной авиабазе.
Способ попасть внутрь мы нашли очень быстро. В хвостовой части самолета отсутствовало стекло, и, подтянувшись, мы попали в герметичную кабину для стрелков.
Здесь в этом помещении должны были находиться два стрелка. В отсеке размещалась установка с двумя пушками калибра 23 мм. Помещение невероятно тесное! Видимо, двум ребятам здесь было не развернуться. Кабина хвостовой части самолета была полностью герметичной, так же, как и в передней части, где находился штурман, штурман-оператор и два пилота.
Как технически устроен самолет - мы не знали, но решили, что сможем спокойно добраться до кабины экипажа, где находится самое интересное. Но все оказалось не так просто.
Перемещаться нам приходилось очень медленно через узкие лазы металлических перегородок, постоянно застревая и разрывая на себе одежду. Один из товарищей в процессе перемещения в отсек с установкой нижней пушки застрял так, что долго не мог выбраться и в панике извивался как червь, мотая туловищем в разные стороны.
Если смотреть на проделанные отверстия по всему самолету, можно подумать, что кто-то, как и мы, пробирался внутри и исследовал его много лет назад.
Внутри очень тесно и очень жарко. Перегородки повсюду - ведь все важные технические составляющие разделены между собой отсеками.
От нижней установки с двумя пушками остался кусок металла, напоминающий поворотный круг.
Неужели внутри самолета не было никакой обивки? Наверняка в полете здесь сильно трясло и экипаж мог легко травмироваться. Например - удариться головой о торчащие металлические углы.
Перед нами - бомбоотсек вместительностью до 9000 кг авиабомб. Это самая большая часть фюзеляжа самолета. Дальше, чтобы добраться до кабины экипажа, пришлось пройти самое настоящее испытание, а затем - в ужасе бежать с самолета обратно, преодолевая пройденную полосу препятствий в обратном порядке. Тогда я подумать не мог, что мы сможем так быстро эвакуироваться на поверхность.
После бомбоотсека нам пришлось пролезать в узкое пространство и ползти на брюхе, огибая торчащие железяки. Кабина была уже близко. Виднелось очередное "вырезанное" кем-то отверстие в перекрытии, и казалось, что вот-вот мы увидим и пофотографируем помещение штурмана, посидим в креслах летчиков и сделаем совместное фото. Ведь никто из нас никогда не видел, как выглядит кабина у этого самолета.
Дальше случилось то, чего из нас никто не ожидал. Мы увидели, что
вокруг ползает и летает куча ос, а следом - несколько ульев. Один из ульев можно заметить на фотографии в нижнем левом углу. Это был последний снимок внутри самолета, поскольку, спустя минуту, мы уже были внизу. Страшно представить, что бы с нами стало в этом узком месте, если бы осы на нас напали.
Оказавшись внизу, мы начали пробовать попасть внутрь по передней опоре шасси.
Взобравшись на самый верх, стало понятно, что никаких лазеек нет, а входной люк передней гермокабины штурмана-оператора был задраен наглухо. Именно в этой гермокабине было отверстие, через которое мы могли попасть к месту пилотов. Но увы, все посмотреть так и не удалось.
Это не единичный случай, когда опасные насекомые завоевывают авиатехнику и мешают нам исследовать ее до конца. Странно, но это касается только памятников. Неужели тем, кто живет по соседству с такими памятниками, никогда в голову не приходила идея посмотреть - что находится внутри? Нам всегда было интересно, но каждый раз в процессе посещения приходится сталкиваться с проблемами. Рой ос в узком помещении несет большую опасность. В теплое время они любят обустраивать эти места и могут запросто напасть. Убежать быстро не получится, да и отмахаться тоже. Поэтому делать мы так больше не будем и Вам не советуем повторять подобные действия.
Спасибо за внимание!
Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке: