Найти в Дзене
ComDig | Urban Exploration

Друг из Украины отвез меня к заброшенному ТУ-95М. Он огорчился, когда увидел, что с самолетом сделали местные, а я обрадовался

Друг из Украины знает, что я фанат любой заброшенной техники, и уверен, что подорвусь ради горстки ржавых тракторов и грузовиков. Когда он узнал, что я приехал на Украину с целью посетить Чернобыльскую зону, то предложил мне после экскурсии отправиться посмотреть парочку старых военных баз, где до сих пор стоят самолеты. Первая точка, куда мы отправились, была очень крутая: множество самолетов СУ-24 стояли в окружении гнилого периметра. Казалось, все будет очень просто и мы окажемся на территории. Но, как оказалось, в караульном помещении быстро отреагировали на наш поход в очень агрессивной форме и пришлось уезжать с одним-единственным кадром, представленным ниже. Другу стало грустно от того, что попытка показать авиатехнику провалилась. Как я понял, на Украине такие места очень серьезно охраняют, несмотря на то, что самолеты давно не летают и полностью разграблены.

Чтобы не ехать обратно в Киев с пустыми руками, от друга поступило еще одно предложение: съездить чуть дальше, в сторону брошенной авиабазы. С его слов, там находится заброшенный самолет - стратегический бомбардировщик дальней авиации ТУ-95М. Как такое возможно? Я не поверил, что такой самолет может быть заброшен, да еще и внутри можно полазить. Поставив метку на спутниковых картах, мы отправились в сторону бывшей авиабазы в Узин. Приехав на указанную точку, мы уперлись в закрытые ворота КПП. Опять облом? Но упорство товарища и желание не опускать руки довело до того, что он пошел ломиться к охранникам и пытаться договориться, чтобы нас всех пропустили к самолету. Узнав, что мы индустриальные туристы, охрана дала добро и нам разрешили зайти на территорию и поглазеть на бомбардировщик. Вежливый дядечка очень просил нас не лазить внутрь, а только пофотографировать снаружи.

Скриншот снимка спутниковых карт.
Скриншот снимка спутниковых карт.

Когда мы подошли к самолету, посмотрели на него, стало понятно, что это обычный постамент, и он никогда не был заброшен. Но товарищ меня переубедил, показав фотографии двухгодичной давности.

Он действительно был заброшен и не ухожен. На снимках, представленных в галерее, тот же самый ТУ-95М. Видно, что залезть внутрь реально через "дырки" в носовой части. Территория не ухожена и заросла. Именно таким представлял самолет товарищ, когда мы ехали в такую даль.

Разочарованию коллеги по увлечению не было предела. Он так хотел показать заброшенный самолет, сделать атмосферные кадры! Территория теперь ухоженная, самолет покрашен, а все лазейки заделаны.

С одной стороны, печально, не удалось посмотреть, что у железной птицы внутри и сделать аутентичные фото. Но с другой, в отличии от своего коллеги, я обрадовался, что самолет спасли, а не попилили на металлолом, как всех его собратьев.

Авиабаза Узин во времена Советского Союза была одной из самых мощных, а в 1991 году здесь базировался 1006-й тяжелый бомбардировочный авиационный полк и 409-й авиаполк самолетов-заправщиков. Авиабаза была полностью уничтожена вместе со всеми боевыми самолетами в 1998 году после принятия решения правительством Украины под давлением Соединенных Штатов. Все бомбардировщики были порезаны на металлолом, а заправщики ИЛ-78 переделаны под авиацию для коммерческих перевозок и за копейки проданы в другие страны. Весной 2001 года на авиабазе был уничтожен последний бомбардировщик ТУ-95МС. Американские военнослужащие после успешного процесса утилизации в качестве трофея забрали себе фрагмент фюзеляжа с бортовым номером. В декабре 2001 года было утилизировано или передано Российской Федерации в качестве погашения долга за газ 22 самолета ТУ-95МС Военно-воздушных сил Украины, находившихся на вооружении.

Заправщиков ИЛ-78 409-го авиаполка ждала не такая грустная участь. Топливозаправочное оборудование было демонтировано, а самолеты какое-то время сдавались Министерством обороны Украины частным авиакомпаниям. Вот такая история мощнейшей в свое время авиабазы.

Неизвестно, кто был инициатором такой авантюры, но этот поступок очень благородный. Местные, вместо того, что бы попилить старый самолет и заработать приличную сумму денег, решили его спасти и отреставрировать. Одним словом, ребята молодцы! Турбовинтовой бомбардировщик ТУ-95М с заводским номером 780053, изготовленный 28 февраля 1958 года на Куйбышевском авиазаводе, сохранен и используется как памятник.

Охрана отдыхает у себя на КПП, а мы все же надеемся найти хоть какие-то лазейки, чтобы попасть внутрь. Но, к сожалению, все попытки были безуспешны. Как хорошо то, у нас с собой был дрон, и можно было сделать снимки бомбардировщика с высоты.

Товарищ ходил грустный и ругался, что нужно было ехать раньше, пока самолет "не испортили". Но какая может быть порча, если его, наоборот, привели в порядок? Разгорелся спор, в процессе которого мы наконец-сошлись на общем мнении.

"Если мы интересуемся заброшенными местами - это не значит, что все должно быть только для нас. Самолета могло вообще не быть из-за высокого спроса на металл в 2021 году. А он здесь, отреставрированный. Он не валяется кусками в приемке металлолома. Да, мы могли сделать атмосферные кадры, полазить внутри, посидеть за штурвалом. Самолет продолжал оставаться заброшенным, его бы разрисовали граффити и разобрали на куски. Но он здесь, перед нами. А все благодаря тому, что два года назад кто-то проникся идей его спасти".

Мои слова были настолько убедительны, что товарищ сам обрадовался произошедшему.

Мы свернули фототехнику, убрали в рюкзак дрон. Уходя с территории, попрощались с охранниками и пожелали им хорошего дня.

Читатели, которые впервые видят этот самолет, могут ознакомиться с краткими характеристиками, увеличив фотографию, представленную ниже.

Характеристики.
Характеристики.

Спасибо за внимание!

Все наши материалы про найденную заброшенную и действующую технику Вы можете посмотреть в подборке:

Действующая и брошенная техника | ComDig | Urban Exploration | Дзен