На Netflix вышла драма «Удары» — первая режиссерская работа обладательницы «Оскара» и «Золотого глобуса» Холли Берри. Главную роль в фильме тоже играет она. Наш колумнист Юлия Лоло поговорила с Берри о ее первой картине и первом «Оскаре», а также, конечно, режиссерском дебюте.
Для своего режиссерского дебюта оскароносная актриса решила выбрать спортивную драму о бывшей звезде MMA по имени Джеки Джастис. Когда-то та выступала на соревнованиях высшей лиги, а сейчас подрабатывает уборщицей и постепенно спивается. Внезапно к Джеки возвращается маленький сын, которого шесть лет назад она оставила бывшему мужу, поскольку не хотела уходить из большого спорта. Чтобы не оказаться с ребенком на улице, спортсменка возвращается на ринг. Ей предстоит решающий бой, который определит всю дальнейшую жизнь.
Готовясь к съемкам, Холли Берри проделала над собой титаническую работу, ведь роль ее соперницы по рингу досталась профессиональной звезде кикбоксинга Валентине Шевченко. В какой-то момент инстаграм актрисы был заполнен исключительно видео с тренировок, которым она посвятила без малого год. Великолепная физическая форма, которой актрисе удалось достичь, к слову, теперь неплохо монетизируется благодаря велнесс-бренду Re-Spin. Его Берри запустила в 2020 году.
Стоит заметить, что мировая премьера «Ударов» (Bruised) состоялась еще на кинофестивале в Торонто в 2020-м, где права на проект были проданы Netflix. В этом году у режиссерского дебюта есть все шансы на участие в гонке за «Золотой глобус» и «Оскар». К тому же Берри может стать первой голливудской звездой, которая сняла саму себя в главной роли собственного режиссерского проекта и получила за это в том числе номинацию в актерской категории.
Творческий путь Холли начался в 1986 году с конкурса красоты «Мисс Америка». После него она несколько лет проработала моделью — идея сотворить из нее королеву красоты принадлежала ее бойфренду. Берри так объясняет, почему решила сменить модельную карьеру на актерскую: «Мне хотелось найти возможность для самовыражения! Но признаюсь — я и не собиралась становиться актрисой. Я мечтала о журналистике. Хотела путешествовать и рассказывать мировые новости. Однако Вселенная все решила за меня. В жизни появилась актерская профессия, и я начала путешествовать по миру уже с другой миссией». Со смехом продолжает: «Точно так же, кстати, произошло и с режиссерским дебютом. Я просто не игнорировала знаки, которые подавала мне Вселенная. Но ничего не планировала заранее».
Первым заметным проектом будущей обладательницы «Оскара» стал телевизионный сериал «Живые куклы», в котором у нее была роль девочки-модели. Но настоящий прорыв случился в 1991-м, когда она сыграла наркоманку по имени Вивиан в «Лихорадке джунглей» Спайка Ли. Актриса вспоминает: «Моя первая телевизионная роль была близка к тому, чем я занималась на тот момент. У меня был модельный опыт, так что работа далась мне без особых усилий, да и саму героиню сложно назвать ярким персонажем. Я была безумно признательна за возможность, но, несмотря на это, мне чего-то не хватало. Я знала, что мне необходимо проявить себя, а для этого нужно сыграть что-то максимально далекое от реальной жизни. На первом кастинге "Лихорадки джунглей" мне сначала предложили роль красавицы-жены главного героя. Я была безумно рада прочесть хоть что-то — настолько была счастлива лично встретить Спайка Ли. Но когда я просмотрела весь сценарий, подумала, что роль Вивиан — то, что мне действительно необходимо. Именно такая героиня могла бы показать меня совсем с другой стороны. К счастью, Спайк дал мне эту возможность. Ли навсегда останется одним из главных людей в моей жизни, потому что именно он предоставил мне шанс проявить себя».
В 1990-е годы Берри активно снималась, каждый год выходил минимум один или два фильма с ее участием. Но следующий важный проект в ее карьере появился лишь десять лет спустя, когда в 2001 году она сыграла главную роль в драме Марка Форстера «Бал монстров», подарившей ей первый и пока единственный «Оскар». Холли объясняет, чем ее заинтересовала эта роль: «Меня всегда привлекали травмированные героини, которые сражаются за выживание. В некотором смысле темные лошадки. Возможно, это связано с моим личным опытом. Каждый раз, когда я играю такие роли, я переживаю катарсический опыт, и он меня исцеляет. В обычной жизни я не часто проявляю такие черты, поэтому это отличный шанс погрузиться в самоанализ и проделать огромную работу над собой. Я знаю, где кроется боль подобных героинь. Кстати, за роль в "Бале монстров" я отчаянно боролась, так как продюсер Ли Дэниелс был уверен, что я просто была неспособна сыграть что-то такое».
На вопрос, как изменилась жизнь после «Оскара», Берри отвечает уклончиво: «Награды — любопытная штука. Я поняла это и на своем опыте, и при общении с коллегами, у которых есть статуэтки. Премии, безусловно, придают вес имени, в твой талант начинает верить куда больше кинематографистов — и это замечательно! Но в то же время у людей появляются определенные ожидания, порой бывает сложно их оправдать. Суть в том, что никогда не знаешь, какая роль принесет тебе ту или иную награду. Я никогда не снималась в фильме, заранее надеясь получить за него "Оскар". И то, что ты получил почетную награду, не гарантирует новых и не обеспечивает тебя материалом, за который ты вновь будешь номинирован. Я безумно благодарна за победу, но я всегда старалась не позволять ей определить, кем стану в дальнейшем. Я оставалась голодной в актерском плане и продолжала рисковать при выборе ролей. Съемки в «Бале монстров» тоже были определенным риском. Многие говорили, что эта роль положит конец моей карьере. А я благодаря ей завоевала самую почетную награду в мире».
В 2014 году Берри добавила к своему статусу оскароносной актрисы еще и титр «продюсер», открыв собственную компанию 606 FILMS. Подробностями Холли делится не без явного удовольствия: «Мне хотелось бы снять как можно больше историй о женщинах, в особенности об афроамериканках. Меня восхищает, как много женщин пишут сценарии, продюсируют и снимают фильмы, рассказывая истории со своей точки зрения».
Одним из продюсерских проектов актрисы оказалась и новая драма «Удары». Что любопытно, изначально этот проект должен был снимать Ник Кассаветис, а главная роль предназначалась Блейк Лайвли. Тем не менее режиссерское кресло, как и главная роль, в итоге достались Берри. «Впервые я прочла сценарий три или четыре года назад, он был написан для совершенно другой актрисы. Главная героиня была двадцатипятилетней белой ирландкой, католичкой. Но мне очень понравилась история, это был классический спортивный фильм про один решающий бой. Людям нравятся такие проекты. Еще меня очень заинтересовало, как глубоко травмирована главная героиня, и то, что это фильм об искуплении вины. Мне захотелось лично запустить эту картину, и мы решили переделать историю так, чтобы она происходила в мире, который мне знаком. После этого нужно было найти режиссера, и мои партнеры поручили заняться этим мне. Я поговорила с огромным количеством потенциальных кандидатов, среди которых были опытные мастера и дебютанты, женщины и мужчины. Но в конце концов я поняла, что при всем моем огромном уважении к ним ни один не понимает проект до конца и не видит его так, как вижу я. Как-то вечером я поделилась мыслями с близкой подругой, продюсером Элэйн Голдсмит-Томас. И она спросила, почему бы мне самой не попробовать снимать. Роль Джеки обещала быть невероятно сложной, и я сомневалась, смогу ли совместить актерскую задачу с режиссурой. Но Элэйн сказала, что вряд ли кто-то чувствует этот фильм лучше меня. Мне повезло, что у меня есть подруга, которая заставляет меня мечтать и брать новые высоты». Холли добавляет: «Мы всегда говорим о возможностях, но почему-то прислушиваемся к людям, которые пытаются нас отговорить».
О новом опыте в качестве режиссера актриса рассказывает со смехом: «Я, конечно, безумно волновалась! Но любой режиссер вам скажет, что на первом проекте ему было страшно. Если вы не волнуетесь, скорее всего, вам просто все равно. Я в этой индустрии уже тридцать лет, и мне еще ни разу не доводилось оказаться по другую сторону камеры. Но в итоге нам с актерами удалось найти общий язык, и этот опыт оказался одним из лучших в моей жизни». Она с энтузиазмом продолжает: «Никогда не страшитесь возможностей, сохраняйте четкость собственной картины мира и не бойтесь рассказывать свои истории. Не дайте страху вести вас по жизни, лучше пусть компасом станет уверенность».