Что стоит знать о главном светском фотографе первой половины ХХ века, создававшем парадные портреты Британской королевской семьи и всех легендарных звезд Голливуда.
НЯНЯ - ФОТОГРАФ
Сесил Битон родился в 1904 году в буржуазной обеспеченной семье и с модой столкнулся практически с рождения.
С фотографией Сесил познакомился благодаря няне, у которой была крайне удобная модель Kodak, идеально подходящая для новичков. Именно няня обучила мальчика основам фотографии, а его первыми моделями были мать и сестры. Детство Битона пришлось на беззаботный Эдвардианский период, с его огромными шляпами, манерными обедами и светскими ритуалами.
К учебе и школе Битон интерес практически не проявлял, как, впрочем, и позже к учебе в Кембридже, где он изучал историю, искусство и архитектуру, но время свое, по большей части, посвящал фотографии, костюмированным балам и артистическим вечеринкам.
СЕСТРЫ
На старте своей светской "карьеры" Сесил делал светских див из своих сестер Нэнси и Барбары. Они, кстати, весьма частые героини его фотографий.
В начале двадцатых, еще будучи студентом, Сесил убедил светский журнал Tatler опубликовать две сделанные им фотографии своей сестры Нэнси, вскоре после этого его познакомили с редактором Vogue Дороти Тодд. Сесил начал работать для глянца. Сестры были его оружием и секретными агентами в покорении светских вершин.
ДРУГ ГОЛЛИВУДСКИХ ЗВЕЗД
Вторая половина 1920-х и 1930-е годы — время невероятного подъема и творческого расцвета Сесила. Культ звезд начался в это время — и во многом именно благодаря фотографии. Битону удалось запечатлеть бурное время между войнами, период вечеринок и нарядных светских событий, участники которых пытались забыть прошлое и не думать о будущем.
То была эра гламура, блеска, ар-деко, период голливудского шика и звезд уровня Марлен Дитрих, Джоан Кроуфорд и Греты Гарбо. Сесил дружил со многими дивами экрана и — несмотря на малоскрываемую гомосексуальность — имел яркие романы с некоторыми из них. Правда, они были скорее творческими, чем романтическими, но это не мешало сплетникам их бурно обсуждать.
КОРОЛЕВСКИЙ ФОТОГРАФ
В 1939 году Сесилу Битону позвонила фрейлина королевы Елизаветы, супруги Георга VI и матери будущей королевы Елизаветы II, с предложением сделать портреты Ее Величества. Сесила, мягко говоря, удивило это приглашение, ведь его стиль считался достаточно неординарным и был далек от эстетики парадных портретов монархов. Тем не менее съемка вышла столь удачной, что на следующие несколько десятилетий Сесил стал основным фотографом королевской семьи. Тогда шли первые месяцы войны, и жизнеутверждающие, сияющие (особенность работы мастера со светом) фотографии показывали непоколебимость монархии. В 1942 году перед объективом Битона появилась юная принцесса Елизавета, а в 1953-м именно Сесил стал автором ее официальных коронационных портретов уже в статусе королевы.
ВОЙНА
В годы Второй Мировой Битон переквалифицировался в репортажного фотографа, хотя репортаж был совершенно чуждым ему жанром до этого. Сесил снимет жизнь военного Лондона и создаст легендарный снимок маленькой девочки в госпитале, раненной осколком немецкой бомбы.
Также Битон создал вошедшую в историю серию фотографий "Мода непобедима", где модель в элегантном наряде запечатлена на фоне разрушенного бомбежкой здания. Мода означала жажду мира, пока женщины думают о моде, еще не все потеряно. В годы войны даже существовал лозунг "Beauty is duty" - красота это обязанность.
МАСТЕР РЕТУШИ
Сесил Битон был любимым фотографом богатых дам и светских знаменитостей, а его услуги стоили крайне дорого.
Один из секретов успеха Сесила - мастерство ретуши. Вручную (фотошопа не существовало), с помощью кистей, растворителей, ножниц и клея фотограф превращал пожилых див светского олимпа в юных красавиц.
БИТОН И РОССИЯ
Легендарного фотографа многое связывало с Россией и русскими. С юности он находился под эстетическим влиянием "Русских сезонов" Дягилева и художников его круга, особенно Сесила впечатлял Бакст. В 1926 году Битон лично познакомился с Дягилевым в Венеции. Среди людей, сыгравших в жизни Сесила важную роль было немало русских эмигрантов, это и Александр Либерман - одиозный креативный директор журналов империи Conde Nast, и княжна Натали Палей - кузина Николая II, бывшая знаменитой манекенщицей, актрисой и женой кутюрье Люсьена Леона, и модельер Валентина Санина-Шлее - подруга Греты Гарбо, одевавшая весь свет Нью-Йорка и многие другие.
В 1935 году Битон совершил путешествие в Советский Союз. Он был впечатлен бедностью людей и запустением в магазинах, обилием статуй Ленина и его мавзолеем. Посетив Москву, Сесил отправился в Ленинград, где был поражен величием дворцов — «печальных реликтов прошлого, смотрящих на замерзшую Неву», как записал он в своем дневнике. С тех пор многое изменилось, и Эрмитаж вновь встречает Сесила Битона — но уже не «печальным реликтом», а будучи полным блеска, несмотря ни на что.