Один из самых трагических периодов в истории России и её искусства - годы Сталинизма. Свобода выражения художника, основа основ творческого процесса, была нарушена. Искусство стало прямолинейным и иллюстративным, потеряв многогранность и полноту выразительных средств.
Крупнейшим архитектурным опроектом, который так и не был осуществлён, стал Дворец Советов. Для расчистки строительной площадки был варварски уничтожен крупнейший собор Москвы - Храм Христа Спасителя, построенный во второй половине XIX века по проекту А. Тона как памятник героям Отечественной войны 1812 года (Храм был восстановлен лишь в 1990е).
В начале 1930х годов прошёл конкурс на лучший проект здания Дворца Советов. Его выйграли Б. Иофан, В. Щуко и В. Гельфрейх. Окончательный проекту Дворца Советов представлял собой огромное, сужающееся кверху здание, высотой более 300 м. На вершине должна была размещаться статуя В. Ленина со смотровой площадкой на гигантской ладони вождя. Неосуществленный проект повлиял на общее направление архитектуры. Стали сооружать масштабные помпезные здания огромных размеров.
В 1935 году был утверждён генеральный план реконструкции Москвы. Радиально-кольцевая планировочная структура столицы была улучшена.
Символом новой архитектуры стало строившееся в 1930х годах метро. В его проектировании приняли участие самые талантливые архитекторы, а в его декорировании - самые именитые советские художники. Станции метро должны были напоминать подземные дворцы социалистического города.
Творчество И. Жолтовского играло важнейшую роль в развитии советской архитектуры в конце 1930х годов. Здание Госбанка СССР (1927-1929) - первая посреволюционная работа архитектора (проект осуществлён неполностью). Так же интересен конкурсный проект Дворца Советов Жолтовского, в котором он планировал создать здание, подобное Кремлю, состоящее из нескольких строений.
Одним из наиболее ярких образов использования классических традиций (столь любимых Жолтовским) в архитектуре жилых зданий является дом на Моховой улице в Москве (1934). Это здание напоминает один из итальянских дворцов.
Жолтовский использовал и формы Ренессанса: в 1936 году он перевёл и издал полный текст трактата А. Палладио об архитектуре.
Дом уполномоченного ВЦИК в Сочи (сейчас Здание Городского совета) создан Жолтовским в классических традициях. По внешнему виду он напоминает загородную виллу палладиансклго характера.
Так же к работам Жолтовского тех лет относятся: типовые дома посёлка АМО (ныне ЗИЛ), проект здания театра в Сочи, театр в Таганроге.
Сергей Егорович Чернышев (1881-1963) активно занимался советской архитектурой. Он являлся одним из главных разработчиков плана реконструкции Москвы 1930х годов. Работа, в соответствии с генеральный планом, продолжалась в течение четырёх лет: производилось расширение улиц и площадей, строились метрополитен и канал Москва-Волга, перестраивались набережные и мосты.
На Всесоюзной сельскохозяйственной выставке 1939 года Чернышев представил лучшие (по слова очевидцев) произведения советской сельскохозяйственной архитектуры предвоенных лет.
С первых дней войны Чернышев был в ряде зодчих, производимых в Москве большие маскировочные работы. Так же он разрабатывал проекты эвакуационных посёлков для Свердловска, Новосибирска и других городов.
Дмитрий Николаевич Чечулин (1901-1981) в конце 40х - начале 50х руководил застройкой высотных зданий в Москве. Самой известной его работой стало участие в постройке ансамбля Московского университета на Ленинских горках (1948-1953). Перед авторами ( С. Чернышевым, П. Абросимовым, А. Хряковым, Л. Рудневым, В. Насоновым) 32-этажного здания университета была поставлена задача: совместить в композиции здания помещения самого различного назначения, начиная с актового зала, аудиторий, заканчивая клубными залами и жильём для студентов. Несмотря на коллосальную высоту и внешнюю масштабность, внутренние пространства университета оказались стесненными и замкнутыми. В отделке зданий применены мозаики, лепнины, росписи. Но художественного целостного ансамбля не получилось.
В 1949 году Чернышева был удостоен Государственной премии как архитектор, во многом благодаря которому сложился современный, целостный и гармоничный облик Москвы.
В послевоенные годы возникла проблема возведение жилых домов. Всё крупные архитекторы были задействованы в создании проектов. По проектам Жолтовского были построены два индивидуальных дома в Москве: на Калужской улице (Ленинский проспект) (1949) и на Смоленской площади (1950). Здания выполнены в качественной стилизации Ренессанса.
Архитектура послевоенных лет прежде всего решала проблему восстановления разрушенного за годы войны жилого фонда. Огромное значение для дальнейшего развития архитектуры имело начавшееся в эти годы строительство из крупных бетонных блоков.
Создавались проекты разрушенных в эти годы городов. Сталинград, Новгород, Севастополь, по сути, были построены заново.
Началось строительство высотных домов в Москве. Высотные сооружения тех лет прочно вошли в облик современной столицы. При этом здания имеют несоразмерный человеку масштаб, они излишне украшены, а огромные колонны и громоздкие лепнины делают строения тяжеловестными и помпезными.
О дальнейших этапах развития русской архитектуры читайте в моих новых статьях!
Подписывайтесьна мой канал, чтобы не пропустить!
#архитектура москвы #история искусства #архитектура #военное искусство #метро москвы