Найти тему
Никита Решетник

Pascal и программирование [1] - Привет мир!

Оглавление

"Программирование - это сложно", "Ой мне лень разбираться" или другие фразы после того, как кто-то попытался начать программировать в старших классах или посмотрел пару статей в интернете. На самом деле это просто, а для решения базовых задач на экзаменах - проще простого.

Самое сложное - это математика в целом и сложность первых моментов освоения. Я (автор) постараюсь изложить всё достаточно конкретно и обращать ваше внимание только на то, что необходимо по ходу работы. А уже только после - развитие интереса к познанию математики.

1. Коротко про Pascal

Паскаль - это не только физик, но также и язык программирования (ЯП).

Данный язык был разработан в прошлом веке и является академическим языком программирования. За длительное время он много раз дорабатывался и также приобрел отдельную ветку с названием Delphi (коммерческий вариант) и Lazarus (бесплатный аналог).

2. Различие инструментов разработки

В программировании весьма важно различать такие вещи как: машинный код, интерпретатор и компилятор.

Машинный язык

Метод записи программ посредством нуля и единицы, составляющих команды на определённую ЭВМ (электронно-вычислительную машину).

Интерпретатор

Программа (разновидность транслятора), выполняющая интерпретацию.
Интерпретация - это построчный анализ, обработка и выполнение исходного кода программы или запроса.

Компилятор

Программа (иногда включающая отладчик), выполняющая компиляцию.
Компиляция - это построчный анализ и трансляция исходного кода в машинный или байт-код.


Писать на машинном языке крайне сложно. Для этого существуют языки программирования. Интерпретаторы отличны возможностью запуска везде где есть специальная для этого программа, а компилятор же упрощает задачу - создавая исполняемый файл (в ОС Windows это *.exe файл).

3. Установка необходимого для работы

Для работы с языком программирования необходимо использовать программы для написания, отладки и компиляции программ (термины разберём дальше). Такие программы называются - IDE (Integrated development environment).

В нашем случае в качестве IDE будет выступать программа Free Pascal Compiller под платформу Windows (для работы на большинстве машин необходима Win32 версия). Скачать можно с раздела Download на главном сайте проекта.

Скриншот с сайта https://www.freepascal.org/download.html
Скриншот с сайта https://www.freepascal.org/download.html

При установке необходимо выбрать место установки, все компоненты, а также отметить ассоциацию файлов *.pas со средой.

После установки и запуска вы увидите следующее окно:

Free Pascal Compiller
Free Pascal Compiller

Также стоит выделить

ПК бывают на разных ОС (операционных системах) и с разными процессорами (с разными архитектурами). В нашем случае будем использовать самую распространенную ОС для настольных ПК - Microsoft Windows от версии 7, а также система, совместимая с 32-битными приложениями (почти все ПК на текущий момент с Windows).

4. Про создание программ

Разные программы создаются по разному. Всё зависит от требований, ведь некоторые программы (а в итоге целые проекты) достигают по сложности снятие фильма по сценарию, а другие в разы проще.

Для разбития этапов существуют - методологии разработки. В нашем случае мы не будем ориентироваться на какую-либо конкретную из них, а будем создавать небольшие программы для выполнения поставленных нам задач.

Этапы для самостоятельного написания программ:
1. Постановка задачи и описание требований
2. Написание кода
3. Запуск компиляции и проверка программой код на наличии ошибок
4. Самостоятельная проверка на ошибки при наблюдении работы программы

5. Консоль Windows

Представим. Разработчик написал код в среде и запустил компиляцию (Ctrl + F9). Открывается необычное окно, а чёрно-белое с текстом - это консоль Windows.

Программы могут запускаться в виде консольного приложения или с графическим интерфейсом. Вы сейчас видите перед собой - браузер и читаете в нём статью, это - программа с графическим интерфейсом.

В случае с Pascal и консольными приложениями перед вами будет консоль и черно-белый текст (скриншот ниже).

Консоль Windows
Консоль Windows

6. Самая первая программа - Hello world!

Есть давняя традиция среди программистов - "Когда начинаешь писать первую программу - пиши Hello world". Задача - написать программу которая просто выводит строку - "Hello world".

В начале разработки можно выделить следующие важные моменты:

  • Операторы (все действия в коде) должны заканчиваться точкой с запятой - ";"
  • Тело программы - это всё с начала и до конца кода программы, а именно между Begin и End
  • Программа заканчивается с End с точкой в конце
  • В данном ЯП не важно, пишется код с заглавными буквами или нет
  • Можно комментировать код, для этого необходимо писать его после символов - //
  • Названия должны начинаться не с цифр и символов, а иначе будет ошибка. (Правильный пример названия переменной 'Yaschik1')

Код программы, которая выводит "Hello world!"

program example;
begin
writeln('Hello world!');
readln();
end.
Написанный код в новом проекте
Написанный код в новом проекте

Также стоит отметить, что для создания нового проекта необходимо нажать File -> New.

А для сохранения программы необходимо нажать File -> Save as.

Сохранение исходника программы
Сохранение исходника программы

Обратите внимание

В ходе сохранения может возникнуть ошибка, которая связана с сохранением файла в папку защищённую от записи. Для сохранения рекомендуется использовать созданные для этого отдельно каталоги (папки) вне программ.


После успешной компиляции программы отобразится окно с надписью "Compile successful".

Compile successful - компиляция успешно завершена
Compile successful - компиляция успешно завершена

После чего нужно нажать Run -> Run и программа будет запущена или можно запустить новый exe-файл в месте сохранения.

Работа программы
Работа программы

Более подробное описание кода

program example; - это необязательная строка, которая объявляет название программы. example - это название.

begin и end - это скобки, внутри которых находится программа (называется ещё "телом программы")

writeln('Какой-то любой текст'); - это оператор вывода строки. Внутри скобок и в одинарных кавычках находится текст для вывода. Более подробно разберем в следующих уроках.

readln(); - это оператор ожидания ввода данных. Здесь используется, чтобы мы увидели результат работы программы (до закрытия приложения). Более подробно также разберем в следующих уроках.

7. Итоги

Мы завершили первый урок, установили среду разработки, познакомились с Pascal и написали первую программу. В следующей статье мы разберём более подробно хранение данных и переменные.