Технологии развиваются и усложняются, но от этого пользоваться ими не становится сложнее. То, что сейчас нам кажется привычным, раньше было сложным в использовании – например, поиск картинки еще не так давно был доступен только с помощью введения в поисковую строку ключевых слов, а теперь можно даже не использовать пальцы – есть голосовой поиск. И это благодаря не только техническому прогрессу, но и тщательной работе по оптимизации и усовершенствованию технологий поиска. Также и с сайтами – с развитием сложных технологий, с помощью которых они создаются, нам становится удобнее ими пользоваться.
Юзабилити – это удобство, простота, понятность использования интерфейса. Интерфейс, в свою очередь – это всё, с чем взаимодействует пользователь на сайте. Пользователь должен легко находить информацию и успешно достигать задуманной цели с необходимой результативностью, эффективностью и удовлетворенностью.
Чтобы понять, на чём базируется юзабилити, рассмотрим его основные цели, выделенные Якобом Нильсеном (консультант по юзабилити сайтов и исследователь взаимодействия человека и компьютера):
- Обучаемость – насколько легко пользователь может выполнять задачи при первом знакомстве с интерфейсом.
- Эффективность – насколько быстро пользователь выполнит задачу после изучения интерфейса.
- Запоминаемость – при возвращении к интерфейсу через какой-то период времени, насколько легко пользователь сможет восстановить навыки работы с ним.
- Ошибки – частота возникновения ошибок пользователем, их серьёзность и возможность исправления при работе с интерфейсом.
- Удовлетворение – насколько интерфейс приятен пользователю в использовании.
Ответив на эти вопросы, можно понять, насколько ваш сайт удовлетворяет этим параметрам. В результате можно сделать выводы о том, что стоит улучшить на сайте.
SEO и юзабилити
Поведенческие факторы
Как связано SEO и юзабилити? Действия, совершаемые пользователями, будут напрямую влиять на позиции: логичная навигация, понятное выполнение целевых действий, условия для удержания посетителей на сайте и многое другое – при таком положительном раскладе поведенческие факторы будут считаться хорошими. Позиции попадают в топ, а посещаемость ресурса увеличивается.
Рассмотрим метрики, которые характеризуют поведение посетителей на сайте:
Отказы. Отказ будет засчитан, если посетитель зашёл на сайт и сразу его покинул. Чем меньше данный показатель, тем лучше. Для Google и Яндекса они считаются по-разному. В Яндексе отказ учитывается при просмотре одной страницы сайта не более 15 секунд. В Google отказом считается сеанс, во время которого пользователь посмотрел одну страницу и не выполнил никаких действий, вне зависимости от времени, проведенного на сайте. Нормальный показатель для разных тематик сайтов будет разный, но ориентировочно можно представить его так:
- 25% и ниже – отлично;
- 30-50% – нормально;
- 50-70% – удовлетворительно;
- 70% и выше – плохо.
Какие могут быть причины высоких показателей отказа?
- Медленная загрузка сайта;
- Плохо отформатированный текст (нет выделенных абзацев, маркированных/нумерованных списков, подзаголовков и пр.);
- Неудобная навигация;
- Плохой дизайн и поехавшая вёрстка;
- Раздражающие факторы (назойливая анимация, всплывающие окна, автовоспроизведение видеороликов или аудио, слишком яркие цвета и пр.);
- Отсутствие мобильной версии сайта;
- Нерелевантный контент (пользователь видит на странице не то, что ожидал);
- Другие технические проблемы на сайте.
Глубина просмотра. Глубиной считается количество просмотренных страниц за одно посещение. Этот показатель отображает интерес посетителей к контенту сайта, а также наличие качественной навигации и перелинковки. Если навигация окажется неудобной, посетитель не сможет найти то, что искал и покинет сайт. Нормой считается просмотр от трёх страниц, но для каждой тематики и специфики сайта она будет разной. На коммерческих сайтах оптимальным показателем будет то количество страниц, которое требуется для оформления заказа. Если это информационный проект, то для него важен намного больший показатель.
Что влияет на низкую глубину просмотра сайта?
- Запутанная навигация (напр. нелогично названы пункты меню, неочевидная логика в построении дерева разделов и подразделов);
- Непроработанная перелинковка (напр. отсутствие блоков ссылок на сопутствующие товары, ссылок из текстов, футера и пр.);
- Отсутствие интерактивных элементов (например, на сайте нет фотогалереи);
- Отсутствие хлебных крошек.
Время на сайте. Теперь рассмотрим время, которое посетители провели на сайте. Учитывается время между первым и последним событиями (просмотры страниц, переходы по ссылке, скачивание файла, нажатие на кнопку пр.) за один визит. Чем больше время пребывания на ресурсе, тем интереснее он для посетителя, соответственно тем информативнее и качественней размещенный контент.
Что влияет на малое количество времени, проведенное пользователем на сайте?
- Отсутствие интересного контента (отсутствие информации о том, что предлагает сайт, неинтересная или неуникальная статья, избитые иллюстрации и пр.);
- Отсутствие качественного контента (напр. фотографии товара очень плохого качества или вовсе их отсутствие);
- Отсутствие элементов удержания внимания (на сайте нет броских заголовков, красивых иллюстраций, видеороликов, калькуляторов и прочих интерактивных элементов);
- Плохо отформатированный текст;
- Плохая навигация и отсутствие перелинковки.
Конверсия
Еще один важный пункт, который нужно выделить при взаимосвязи юзабилити и SEO – это увеличение конверсии. От знакомства до совершения целевого действия посетителю нужно проконтактировать с сайтом 3 или более раз. Продуманное юзабилити подтолкнёт пользователя совершить целевое действие: купить товар, заказать услугу, зарегистрироваться, позвонить и пр. Но, если сайт будет неудобным, у пользователя не возникнет желания вернуться и сделать заказ.
Чтобы на сайте посетители совершали целевые действия, они должны двигаться к конверсии по заданному пути, который состоит из 3-х шагов: внимание, вовлечение и действие.
Чтобы привлечь внимание пользователя, важно оставить у него положительное первое впечатление о сайте. Чтобы удержать внимание пользователя, на первом экране должны быть: призывы к действию (купить, скачать, посмотреть, зарегистрироваться, подписаться и пр.), привлекательная визуальная составляющая (фотографии, иллюстрации и пр.) и понятно сформулированное ценностное предложение (например, уникальность товара или компании, скидочное предложение, информация о новинках и пр.). Далее идёт переход к этапу вовлечения, которое напрямую связано с удобством использования сайта, например в интернет-магазине есть фильтрация, сортировка, сравнение товаров, понятная навигация по каталогу и пр.
К совершению целевых действий пользователя будут побуждать четко и понятно сформулированные призывы на видном месте с демонстрацией выгоды: это могут быть как реальные отзывы клиентов, так и те же кнопки «Купить», «Подписаться», «Рассчитать стоимость услуги» и многое другое.
Чек-лист юзабилити сайта
Как вы уже поняли, сайт с проработанным юзабилити приносит доход. Далее рассмотрим, какие задачи необходимо решить на сайте, чтобы пользователю было удобно использовать ваш сайт и беспрепятственно совершать целевые действия.
Базовые
Понятность. Попадая на любую страницу сайта, пользователь должен быстро понять, на каком сайте он находится, что здесь предлагают, какая выгода здесь есть для него, всё это можно передать, например с помощью логотипа, слогана, изображений, заголовка и пр. Особое внимание уделите главной странице сайта – она должна выражать основной посыл вашего предложения потенциальному клиенту.
Простота. Не пугайте потенциальных клиентов сложной информацией, говорите просто, расшифровывайте сложные термины и пр. Не перестарайтесь с предложениями, всплывающими окнами, диалогами, формами – делайте в меру.
Исчерпывающая информация. При контакте с сайтом, у пользователя не должно оставаться каких-либо вопросов, например, чем занимается ваша компания, где находится, что предлагает, условия обслуживания (например, вы принимаете заказы только на сумму от 5000 рублей – это должно быть сразу понятно при входе на сайт), какие способы доставки и оплаты есть и их нюансы, способы связи со специалистами и пр.
Дизайн
Главная страница. Она презентует вашу компанию, поэтому на ней рекомендуется разместить следующие элементы: тематика отрасли, исчерпывающие контактные данные, краткая информация об условиях сотрудничества, баннеры с выгодными предложениями, меню на основные разделы, блок с преимуществами и др. На этой странице пользователи должны легко и быстро понять, какие товары или услуги предлагает ваша компания.
Восприятие цвета. Проверяйте соответствие цвета элементу, т.к. у людей сформировались стереотипы, относящиеся к цветам: например, цвет неактивной кнопки – серый; для активных – яркие цвета, для подтверждения действий – зелёный, для ошибок – красный, и так далее.
Контраст. Он позволяет выделить те элементы, на которые вы хотите обратить внимание посетителя сайта. Также с помощью него можно строить иерархию на сайте, чтобы переключать внимание пользователя между блоками.
Правило 60-30-10. Для эффективного управления вниманием пользователя при разработке дизайна рекомендуется использовать соотношение цветов 60-30-10, где:
- 60% — главный цвет;
- 30% — дополнительный цвет;
- 10% — акцентный.
Шрифты. От них зависит удобство и восприятие чтения контента на сайте. В типографике сайта учитывается размер, выравнивание, длина строк, кегль, кернинг, цвет и многое другое.
F-паттерн. F – это траектория сканирования контента пользователем, т.е. то, как двигается его взгляд. Учитывая это, можно проектировать сайт в соответствии с этим. Также есть и другие виды паттернов, например, паттерн «слоеный пирог», когда глаза просматривают заголовки и подзаголовки, но пропускают основной текст под ними и многие другие.
Интерактивность. Наличие интерактивных элементов привлекают и удерживают внимание пользователя, а также заставляют совершить целевое действие, это могут быть кнопки, переключатели, чекбоксы, слайдеры, баннеры, калькуляторы, 3D-витрины и пр.
...
Окончание статьи «Влияние юзабилити на SEO» в нашем блоге: https://business-online.su/blog/vliyanie-yuzabiliti-na-seo/
...