Найти в Дзене
ПроАвтобизнес

Как венгерский автобус заставил отечественного автостроителя полюбить пассажира

Многие вспомнят эпизод из кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Поставленная в юмористическом стиле ситуация талантливым режиссером сразу высвечивает недостатки автобусов, которые тогда массово выпускались советским автопромом на Ликинском заводе.

Напомним, что в кадре был задействован самый массовый городской автобус того времени ЛИАЗ-158. Он показал каким был общественный транспорт нашей страны более полувека назад в 60-ые годы прошлого века.

ЛИАЗ-158
ЛИАЗ-158

Итак, что же «высветил» фильм? Первое, это узкие входные двери. Помните, пропуская то дамочек, то детей, то ставший преградой зонтик, герой фильма Шурик не мог попасть в салон очередного автобуса. Второе. Теснота в салоне. Между сидениями на два места, которое, кстати, занимал здоровяк Федя, был расположен узкий проход, в котором теснились пассажиры. Пройти спокойно, не задевая стоящих пассажиров, по такому проходу, не представлялось возможным. Правда, ради истины стоит вспомнить, что кадры завязки конфликта снимались в салоне автобуса ЗИС-155, предшественника «сто пятьдесят восьмого». Но это не принципиально - компоновка салона была одинаковой.

Советский автопром мог предложить массовый автобус среднего класса
Советский автопром мог предложить массовый автобус среднего класса

Самый массовый советский автобус 60-ых ЛИАЗ-158  на самом деле имел очень небольшую вместимость для обслуживания городских маршрутов,  имеющих высокий пассажиропоток. Но советская промышленность тогда еще не выпускала городских автобусов большого класса. Только в 1967 году на свет появился ЛИАЗ-677, «луноход», как прозвали его в народе. И с 1970 года он стал самым массовым городским автобусом, сместив с пьедестала своего предшественника. Вдобавок, новая модель на несколько порядков превосходила ЛИАЗ-158. Это был более вместительный, более мощный и более комфортный пассажирский транспорт.

В салоне ЛИАЗ-158. Автобус не имел накопительной площадки. Сзади находился диван на 5 пассажиров. Между рядами сидений - узкий проход.
В салоне ЛИАЗ-158. Автобус не имел накопительной площадки. Сзади находился диван на 5 пассажиров. Между рядами сидений - узкий проход.

Но вернемся в 60-ые. И вот что интересно. Это автобус относился к классу городских 9-метровых машин. Его вместимость составляла 60 пассажиров, с 32 местами для сидения. Транспортное средство было оснащено бензиновым двигателем ЗИЛ-158, развивающим мощность 109 л.с. Двигатель расположен справа от водителя в кабине, отгороженной от салона глухой перегородкой с остеклением. Привод на задний мост через карданную передачу с двумя подвесными подшипниками. Кузов автобуса — несущий, вагонного типа с двумя узкими четырёхстворчатыми дверьми для пассажиров. Двери для пассажиров, в отличие от современных автобусов, открывались не внутрь, а наружу. Вот краткое описание этакого типичного представителя советского автопрома из 60-ых. Как видим, достаточно плохо адаптированного для работы на городских маршрутах того времени.

Тогда же советский автопром начал выпуск автобусов на Львовском заводе. Это были заднемоторные машины, с такими же двумя узкими дверями. В салоне сиденья были установлены по формуле 2+2, с узким проходом. В общем несколько другой автобус такого же класса. И эти машины, предназначенные для обслуживания пригородных маршрутов часто из-за того, чтобы ПАТП обеспечить так называемый выпуск,  также ставили на городские маршруты.

Львовские автобусы ЛАЗ среди Икарусов-620 в пассажирском автотранспортном предприятии  в одной из советских республик Прибалтики
Львовские автобусы ЛАЗ среди Икарусов-620 в пассажирском автотранспортном предприятии в одной из советских республик Прибалтики

А в это время к нам в страну стали поступать венгерские машины. В Совете Экономической Взаимопомощи (СЭВ) в 60-ые годы определились со специализацией входящих в эту организацию стран. И маленькой Венгрии было предписано развернуть широкомасштабное производство автобусов.

Мы обратим внимание на одну модель, которая одной из первых пришла в наши города. Она демонстрировала иной подход к конструированию автобусов, которые были удобнее для пассажира. Речь идет о городских  автобусах среднего класса Икарус-620. Их производство охватывает период 1958-1972 гг. То есть производство венгерского и советского автобусов хронологически совпало.

Икарус-620 на ретро-фестивале автобусной техники в Польше
Икарус-620 на ретро-фестивале автобусной техники в Польше

И здесь стоит обратить внимание на ряд моментов. В отличие от отечественных моделей в венгерской машине многое продумано с точки зрения удобства поездки пассажира.

Во-первых, наличие двух четырехстворчатых дверей, по два прохода в каждой. Это позволяло ускорить посадку и высадку пассажиров. Если бы такой автобус подошел к остановке, на которой находился герой вышеупомянутого фильма Шурик, ему бы не пришлось пропускать вперед дамочек, детей, а он бы зашел в автобус вместе с ними.

На заднюю накопительную площадку вела одна ступенька
На заднюю накопительную площадку вела одна ступенька

Второй момент. В этом автобусе в заднем свесе находилась относительно большая накопительная площадка. Поскольку автобусы в те времена были высокопольными, то для доступа на нее нужно было преодолеть всего лишь одну ступеньку, другая ступень располагалась в салоне.

В салоне венгерского автобуса Икарус-620
В салоне венгерского автобуса Икарус-620

И самый важный момент. В сиденья в салоне венгерского автобуса размещены по формуле 2+1. То есть в салоне был довольно-таки широкий проход.

Зачем мы вам это все рассказываем? А вот зачем.

-9

Дело в том, что подход, примененный венгерскими автобусостроителями в модели Икарус-620, был без существенных изменений перенесен на более свежую советскую машину ЛИАЗ-677.

Салон ЛИАЗ-677
Салон ЛИАЗ-677

Все, кто ездил на «луноходах» помнят большую заднюю накопительную площадку, широкий проход в салоне, где сидения по формуле 2+1. Четырехстворчатые двери позволяли сразу двум пассажирам осуществлять посадку/высадку, что значительно ускоряло процесс на остановке.

"Луноход". Он же советский автобус ЛИАЗ-677
"Луноход". Он же советский автобус ЛИАЗ-677

Вот так венгерские машины стали образцом для советских конструкторов автобусов. А тем временем венгерские специалисты уже шли дальше и в начале 70-ых появились автобусы Икарус 200-й серии. Но это уже совсем другая история.

источник