Национальный исследовательский Томский государственный университет, Юридический институт, Томск, Россия Научный руководитель – Мельникова Валентина Григорьевна, к.ю.н., доцент кафедры природоресурсного, земельного и экологического права НИ ТГУ Согласно новому докладу Международного агентства по возобновляемой энергетике (IRENA) [1], опубликованному в начале 2019 года, использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в качестве топлива и для производства электричества продолжает активно расти, в то время как использование углеводородного топлива достигнет предела примерно уже к 2050 году, что повлечёт за собой в скором времени как экономические изменения внутри стран, так и перемены в положении государств на международной арене, смены лидеров в области энергетики, увеличение количества энергетических субъектов, модификацию торговых отношений и возникновение новых альянсов. Как следствие, в скором времени преимущество будет на стороне государств, адаптирующих свою систему законодательства и экономику под новые энергетические реалии использования ВИЭ и инвестирующих в развитие новых технологий. Правовые системы многих развитых стран уже ориентированы на развитие возобновляемых источников энергии и повышение энергоэффективности. Так, в Германии соответствующее законодательство развивается с 2000 года, когда был принят Закон о воз-обновляемой энергии (далее EEG) [2]. Данный Закон с момента его принятия способствовал активному внедрению ВИЭ в повседневную жизнь и установлению приоритета альтернативной энергии перед традиционными источниками. EEG закрепляет 3 основных принципа (§2 EEG): 1. Приоритет электрического тока, произведенного при помощи воз-обновляемой энергии; 2. Размер выплат за альтернативную энергию определяется путём проведения тендеров; 3. Снижение стоимости энергии для конечного потребителя, исходя из правила «платит загрязнитель». Инструментом реализации данных положений выступает обязанность операторов покупать электроэнергию, производимую объектами ВИЭ (§12 абз. 1 EEG). В январе 2017 года в EEG были внесены существенные поправки, связанные с переходом от практики установления льготных правительственных тарифов к аукционной системе в целях снятия расходов за возобновляемую электроэнергию с конечного потребителя. Совершенно новый 3 раздел EEG регламентирует строгую систему тендеров для новых объектов возобновляемой энергетики, согласно которой операторы энергии могут претендовать на государственные субсидии только через открытую систему аукционов. Субсидии получают наиболее надежные и наименее затратные проекты. Наряду с этим, вводятся пределы для субсидий на каждый объект заявленной установленной мощности. Нормы EEG обеспечивают прозрачность информации о стоимости возобновляемой электроэнергии. Издержки регенеративного производства электроэнергии не являются субвенциями и не возмещаются за счет налогов. Таким образом, Закон о возобновляемой энергии имеет достаточно детализированные положения, регламентирующие использование ВИЭ, с учетом разграничения альтернативной энергии по видам и, исходя из этого, устанавливаются размеры тарифов. Россия заинтересована в диверсификации электроэнергии исключительно с продажи газа и нефти и развитии альтернативных источников с целью обеспечения энергетической безопасности и содействия сокращению выбросов загрязняющих веществ. Однако в настоящий момент, как сама «зелёная» отрасль энергетики, так и законодательство в этой сфере находятся лишь в стадии формирования [3]. Среди источников правового регулирования общественных отношений в сфере ВИЭ стоит отметить Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» [4] (далее – закон), Энергетическую стратегию России на период до 2030 года [5], Постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008 № 426 «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии» [6], а также Постановление Правительства от 23.01.2015 № 47 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам стимулирования использования возобновляемых источников энергии на розничных рынках электрической энергии» [7]. Глава 6 Закона закрепляет методологический подход в целях поддержания альтернативной энергии на оптовом рынке, который закрепляет в качестве основного критерия субсидирования - объем произведенной и проданной на рынке возобновляемой энергии и мощности, но в пределах ограничений, установленных Правительством, по объемам вводов мощностей генерации по годам и по технологиям генерации. В соответствии с главой 7 Закона, поддержка объектов ВИЭ на розничном рынке осуществляется за счет обязательной покупки производимой ими электрической энергии сетевыми организациями для компенсации своих технологических потерь, предельный индикатор которых составляет 5. Энергетическая стратегия не является нормативно-правовым документом и носит программный характер [8]. Однако, отечественное законодательство в сфере ВИЭ на данном этапе находится на стадии своего становления, а посредством стратегических документов, государство ставит глобальные цели и регламентирует порядок и средства их достижения. Утвержденная ЭС-2030 подтверждает, что существует острая необходимость в формировании комплексной системы российского законодательства в энергетической области, которая станет основой для подзаконных и других нормативных актов федеральных органов исполнительной власти страны[9]. Таким образом, Россия имеет огромный потенциал и необходимые природные ресурсы и территорию для развития ВИЭ, но требуется создание прозрачных, понятных механизмов стимулирования производства энергии из возобновляемых источников и мер по стимулированию разработки и внедрения соответствующих технологий. При этом целесообразно учитывать зарубежный опыт, в том числе Германии, по последовательному регулированию общественных отношений на каждом из этапов.
Эволюция правового регулирования в сфере использования возобновляемых источников энергии: сравнительный анализ
26 ноября 202126 ноя 2021
25
4 мин