Часть 1
Есть слово "лайфхаки". Не люблю я его, но в этой статье оно бы пригодилось, поскольку наиболее точно выражает суть того, о чём хочу написать.
Лайфхак — это нестандартный способ решения той или иной задачи, направленный на максимальное облегчение процесса получения необходимого конечного результата.
Сегодня появилось у меня желание поделиться своими "фишечками" репетитора: системой очной работы, теми моментами, которые значительно упрощают для меня лично такой вид педагогической деятельности.
Обсуждать, имеет ли право существовать репетиторство, как явление, или давно пора предать его костру - мы здесь не будем)))Пишу для коллег и родителей, которым это интересно.
Папка и тетрадь на каждого ученика
Если учеников несколько, то очень удобно завести для каждого отдельную папку, в которую складывать учебные материалы. Конверт на кнопке удобнее для хранения большого количества материалов. Папки-уголки - для заданий, используемых на одном конкретном занятии. А ещё есть удобная папка с двумя кармашками - это если ученик занимается по двум предметам.
Все программы, учебники и пособия начальной школы в электронном виде
Такие же папки есть и на компьютере - каждый класс, ученик отдельно. Главное, полный порядок, всё по своим местам, папки все подписаны. Иначе придётся тратить драгоценное время на поиск нужного материала, программы, учебника.
Кстати, программ в начальной школе много. Чтобы свободно ориентироваться в том материале, который изучает каждый ребёнок по предмету, я заранее скачала все учебники по всем возможным программам. И теперь в любой момент могу открыть свободно нужную страницу или освежить в памяти порядок изучения тем. Кроме этого, создала копилку всех возможных пособий по предметам для изучения материала (в цифровом виде).
Тетради для моих записей
Для того, чтобы было удобно планировать работу, завожу общие тетради (для каждого ученика отдельную). В них - план каждого урока, успехи и трудности, выводы после каждого занятия, рекомендации к следующему уроку. Видео о таких "талмудах" уже есть у меня в блоге)))
Обязательная диагностика предметных знаний и умений на первом занятии
Безусловно, родители приводят детей, имея определённый запрос на услугу. Но часто эти запросы звучат примерно так: "Сын ничего не понимает по русскому и пишет, как курица лапой" или "Решать примеры не умеет и задачи тоже"... Такие запросы содержат минимум информации и никакой конкретики. Поэтому на первом занятии всегда "щупаю" ученика по всем основным темам , которые изучили по конкретной программе в данный период времени. Для этого уже собрана большая база диагностических работ, которые я создавала сама по каждой программе любого класса (в основном, по полугодиям). Результаты этой пробной работы оформляю в таблице, которую отдаю ребёнку и его родителям, себе оставляю дубликат, чтобы составить программу дальнейших занятий.
Кроме этого, многое можно узнать, анализируя рабочие тетради ученика. Поэтому условие приносить свои школьные тетради по предмету на каждое занятие, а особенно на первое диагностическое - у меня является обязательным.
Тесный контакт с родителями ученика и качественная обратная связь
Родители приводят ребёнка на дополнительные занятия для того, чтобы изменить учебные результаты. Поэтому, как правило, они очень заинтересованы, чтобы эти результаты были высокими (и побыстрее))). Чаще всего, родители согласны, чтобы ребёнок выполнял дома задания для закрепления, обещают контролировать выполнение моих рекомендаций. Поэтому для того, чтобы нам работать с ними вместе, на одной волне, мне необходимо хорошо информировать родителей о многих вещах: о том, как эту тему объясняю, как правильно оформлять работы, как комментировать каждый шаг грамматического разбора и проч. Этой информацией я делюсь, записывая голосовые сообщения, делаю аудиозаписи важных частей урока, записываю рассуждения ученика, отправляю фото с объяснением и проч.
После занятия в тетрадь ученику приклеиваю бланк, где обозначаю тему, трудности и рекомендации. Иногда для таких бланков заводим отдельную тетрадь и называем её "дневничок".
Прошу родителей держать меня в курсе всех отметок по предмету, присылать фото контрольных работ, поощряю задавать (при необходимости) вопросы по выполнению домашнего задания. Только не в форме: "Ну как там сегодня мой оболтус?" (поскольку трудности и успехи обозначаю после каждого урока в письменной форме). А конкретные вопросы по оформлению, решению тех или иных задач и проч.
Иногда буквально в день контрольной работы родители сообщают об этом факте (поздно сказал учитель, случается). В этом случае репетитору важно уметь быть гибким в плане изменения темы, экспресс-повторения нужных тем
Безусловно, для такой работы нужно быть на связи с родителями (а в 4 классе уже можно и с самим учеником) практически постоянно. Но все эти важные моменты и позволяют добиться хороших результатов.
Безусловно, всё, что я сейчас здесь описываю, помогает только грамотно организовать систему занятий с разными учениками. Это внешняя сторона работы, ее менеджмент. Без внутреннего содержания, знаний педагога, методических и коммуникативных умений , конечно, ничего не получится.
Буду рада, если мои советы станут для кого-то полезными. Планирую продолжить эту статью, следите за публикациями.
Спасибо за внимание к моему каналу, ставьте лайки, подписывайтесь, будем обсуждать актуальные темы в комментариях. Еще больше полезных находок и советов в моей рубрике на канале:
А как Вы организуете очную репетиторскую работу с детьми?