Найти тему
Наталья Баева

"Что делать"... каждому из нас?

Чернышевский - несомненный классик, но... его "Что делать?" - это роман? Или всё же публицистика?

Одни твердят, что это "ужасный - ужасный" роман отчаянного графомана, и наконец - то его убрали из школы, другие же считают совершенно непростительным то, что сегодняшние подростки незнакомы с русской публицистикой, блестящей по содержанию, по охвату тем, и ничуть за полтора века не устаревшей.

Мы его проходили, читали внимательно, сочинение писали, и понимаю, почему теперь он оказался нежелательным, полузапретным... и яростно ругаемым. Якобы за "антихудожественность". А на самом деле?

Перед нами Петербург, но - Петербург "другой". Не блистательная столица, а мир тесных, едва "приличных" квартирок, скромного жалования, грошовых расчётов... и больших надежд. Студентов - мечтателей и начитанных барышень.

Молодых людей (и Веру прежде всего) не устраивает государство. Сначала она это понимает как конфликт с родителями, но приходит осознание, что не родители плохи, а строй жизни, к которому они приспособились.

Менять строй? Но они - не герои, не революционеры. Они - обыкновенны.

И
весь роман - пошаговая инструкция для честных людей, как выстроить свою параллельную жизнь, чтобы не соприкасаться с властью. Она ведь такая: не тронь - не замараешься.

Вот этот отзыв - рецензию написал сегодняшний подросток, Александр Комлев. Если шестнадцатилетние так мыслят - не всё потеряно.

"В школе роман уже не проходят, с одной стороны хорошо, но с другой плохо.

Я прочитал "Что делать?" в прошлом году,в пятнадцатилетнем возрасте.

Роман читается очень легко, а простота восприятия, несомненно, есть одна из главнейших ценностей художественного произведения. Между прочим, следует обратить внимание на интереснейший факт: в романе практически отсутствуют выражения устаревшие, и по моему мнению он актуален даже спустя 156 лет после написания . Здесь вам и проблема семьи и брака, и место женщины в обществе, дружбы и любви, работы и отношений, чувства долга перед простым народом, "новых людей", которые совсем скоро заполонят Россию своими идеями.

Создав Рахметова, Чернышевский обогнал своё время на десять лет.

-2

Чернышевский писал свой роман в Петропавловской крепости, а это знаете ли не курорт Краснодарского края. Видна проработка персонажей и сюжета, чувствуются бессонные ночи, проведённые над написанием книги.

Роман "Что делать?"- настоящее украшение нашей литературы. Он настолько самобытный, что аналогов ему нет и не будет.Мимо этого нельзя пройти, надо обязательно прочитать. Даже тем, кому не интересны главы, рассказывающие о экономике мастерской или нового дивного мира легендарного четвёртого сна Веры Павловны, построенный в лучших традициях утопического социализма."

***

Да и в самом деле, если жаждешь независимости от родителей (для начала), а потом и от не устраивающих тебя общественных отношений - ЧТО ДЕЛАТЬ?

А вот так же:
определив, чего именно хочешь, начинай готовить побег. Не сухари запасать (хотя и это не лишне), а срочно научиться чему - то, что может дать заработок. Пусть маленький, пусть даже под него придётся урезать свои запросы - не страшно. Главное - диктовать тебе больше никто не сможет.

Следующий шаг -
найти единомышленников. Союзников. Хотя бы одного - вдвоём уже с голоду не умирают.

-3

Конечно, Вера сильно рисковала, но и Лопухова, и Кирсанова она всё же знала лично. Теперь, в эпоху интернета, риск ещё больше.

И наконец,
общее дело с единомышленниками, способное приносить доход. Многие на этом и останавливаются: встали на ноги!
Но герои Чернышевского идут дальше - развивают себя. Нащупывают потолок своих сил и способностей. И
потолок этот оказывается выше, чем сами ожидали.

Что тут невыполнимого?
Для кого такая программа слишком сложная - того просто всё в жизни устраивает. А ворчат и жалуются просто "для порядка", чтобы показать свою возвышенную натуру.

Картина Зои Черкасской "Диссидент".  А можно бы назвать и "Недооценённый"...  "О, как бы он желал безумство Дон Кихота безумно повторить... но из того расчёта, чтоб с этим связанных убытков не понесть!"
Картина Зои Черкасской "Диссидент". А можно бы назвать и "Недооценённый"... "О, как бы он желал безумство Дон Кихота безумно повторить... но из того расчёта, чтоб с этим связанных убытков не понесть!"

Да ведь и сам Чернышевский не раз и не два подчеркнул, что его герои - в сущности, никакие не "герои". Они просто "разумные эгоисты". Что такое эгоист - объяснять не надо, а вот чем "разумный" отличается от "обыкновенного"? Тем, что он не может быть счастлив в одиночку - и непременно постарается помочь стать счастливыми тем, кто его окружает.

Современница и ярая сторонница Чернышевского Елизавета Водовозова в своей книге "На заре жизни" честно, ничего не приукрашивая, рассказала о практическом воплощении его программы своими ровесниками. Артели - коммуны - первые опыты создания детских садов с их принципиально новым, "практическим" воспитанием детей...

Что-то получалось, что - то нет. Но вот именно очерк о работе швейной мастерской, устроенной "по книжке", вольно или невольно вышел... сатирическим! Таким оказался контраст между высокими замыслами - и неумелым воплощением.

-5

Одними благими намерениями не заработаешь, да и кто станет платить неопытным швеям в то время, когда шить умела каждая женщина? Повезло - согласилась работать почти бесплатно, на энтузиазме, опытная модистка. Но в конце концов погубили всю затею нанятые на работу... проститутки. Организаторы искренне считали их "несчастными жертвами", а этим жертвам надо было просто легализоваться в городе - да и дальше зарабатывать в день столько, сколько "швейка" зарабатывает в месяц!

Но разве не для того и создана художественная литература, чтобы учиться на чужих ошибках - и двигаться дальше? А как учиться, не читая? Повторяя за тем, кому "навязали в школе": "Фу-фу-фу, это там про четвёртый сон Веры Павловны?"