Найти тему
Петр Власов

Самолеты 2МВ. Малосерийные итальянские истребители авиафирмы «Reggiane»

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В конце 30-х годов авиафирма «Reggiane», выпускавшая по лицензии бомбардировщики S.M.79, решила ради возможных прибылей присоединиться к программе министерства авиации по выбору наиболее удачного истребителя для ВВС Италии. Для создания своего истребителя-моноплана конструкторы «Reggiane» взяли за образец американский самолет Северский Р-35, и так сильно переработали проект, что родилась полностью новая конструкция, в которой, однако, все же чувствовалось американское влияние. Новый истребитель, получивший обозначение Re.2000 «Falko» («Сокол»), был аэродинамически более совершенным, чем его конкуренты Fiat G.50 и Macchi M.C.200. Однако отсутствие надежного рядного двигателя заставило инженеров оснастить самолет громоздким радиальным мотором недостаточной мощности, из-за чего летные данные «Фалько» лишь незначительно превысили качества М.С.200, уже поступавшего в войска.

Истребитель Re.2000 «Falko» («Сокол»)

В серийном производстве с 1940 (382 экз.)

Двигатель: Piaggio PXI RC40 (960 л.с.); максимальная скорость: 541 км/ч; время набора высоты 4000 м: 6,1 мин; потолок: 10.500 м; дальность: 1.400 км. Вес пустого: 2.090 кг, вес взлетный: 2.850 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT».
Двигатель: Piaggio PXI RC40 (960 л.с.); максимальная скорость: 541 км/ч; время набора высоты 4000 м: 6,1 мин; потолок: 10.500 м; дальность: 1.400 км. Вес пустого: 2.090 кг, вес взлетный: 2.850 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT».

В целом же конструкция Re.2000 была очень компактной и сбалансированной, с чистой аэродинамикой, определенной тщательной продувкой в аэродинамической трубе. В центроплане полуэллиптического крыла находились два непротектированных топливных бака общей емкостью 696 литров. Стойки шасси оснащались пневматическими тормозами и при уборке поворачивались на 90 градусов, уходя назад, в колесные ниши; хвостовое колесо также было убираемым.

Фюзеляж имел круглое сечение чистой отделки. Фонарь кабины сдвигался назад; большая площадь остекления давала почти неограниченный круговой обзор. Капот с гидравлически управляемыми створками («юбкой»), плотно закрывал двигатель Piaggio P.XI RC40, развивавший 840 л.с. на взлете и 985 л.с. на 4000 м. Правда этот мотор оказался довольно капризным и ненадежным; он то и дело работал с перебоями. Трехлопастной винт имел изменяемый шаг (механизм которого тоже временами «барахлил»). Вооружение состояло из двух синхронизированных 12,7-мм пулеметов Breda-SAFAT, смонтированных вверху передней части фюзеляжа перед кабиной. Кроме того, Re.2000 был оснащен фотокинопулеметом, радиостанцией и кислородным оборудованием.

Испытания «Фалько» весной 1939 года показали, что самолет имеет хорошую управляемость и впечатляющие для итальянцев скорость и скороподъемность. В учебном воздушном бою на высоте Re.2000 оказался более маневренным, чем немецкий Bf.109E. Однако живучесть истребителя признали слишком низкой из-за размещения топливных баков в крыле, отсутствия на этих баках протектирования, и отсутствия на кресле пилота бронеспинки. Эти недостатки и стали причиной отказа ВВС Италии от Re.2000.

Разочарованная тем, что итальянское правительство аннулировало почти заключенный контракт, компания «Reggiane» решила все же запустить самолет в серию - чтобы предложить уже готовые машины тем зарубежным покупателям, которые заинтересуются истребителем.

Действительно, целый ряд государств заинтересовался Re.2000. Заказы на этот истребитель поступили из Венгрии, Югославии, Испании, Швейцарии, Финляндии и даже из Великобритания. Однако тут в торг вмешались немцы, не желавшие, чтобы их союзник вооружал врагов Германии. А сразу после вступления Италии в войну итальянское правительство вообще запретило фирме «Reggiane» продавать самолеты «на сторону». Таким образом, истребители Re.2000 успела получить только союзная Германии Венгрия (70 машин), которая так же приобрела лицензию на собственное производство этого самолета. Да еще весной 1941 г 60 Re.2000 были переданы через Германию нейтральной Швеции – в обмен на поставки хромо-никелевой руды, необходимой для «жившей на голодном пайке» итальянской военной промышленности.

-3

Вскоре после вступления Италии в войну быстро выявились трудности в снабжении вооруженных сил, находящихся на удавлении от Италии - особенно в далекой Итальянской Восточной Африке. К 1941 году положение стало особенно критическим. Перевозки на отдаленный участок фронта истребителей C.R.42 (в разобранном виде на транспортных самолетах) шли с ощутимыми потерями. При этом даже успешно доставленные в Восточную Африку и там собранные устаревшие бипланы из-за своих низких боевых возможностей уже не способны были завоевать господство в воздухе. Поэтому поневоле напрашивалось решение посылать туда современные истребители с большой дальностью полета; а единственным подходящим для выполнения такой задачи самолетом оказался отвергнутый авиационным министерством Re.2000 - его конструкция позволяла увеличить емкость баков до 1490 литров. И тогда итальянское правительство реквизировало со сборочных линий «Reggiane» часть экспортных машин, предназначавшихся для Венгрии и Швеции, и восстановило аннулированный прежде заказ, в августе 1941 официально приняв Re.2000 на вооружение. На реквизированных машинах срочно были проведены работы по увеличению дальности полета, в результате которых появилась версия Re.2000G.A. (большой дальности). Эти самолеты и начали дальние перелеты в Восточную Африку, где осуществляли воздушное прикрытие итальянских колоний. Когда же британцы разбили итальянцев в Восточной Африке, положив этим конец проекту перегоночных перелетов, Re.2000 стали поступать в части, занимавшиеся обороной воздушного пространства над Италией.

-4

В начале 1942 года истребители Re.2000 вошли в состав 74-й эскадрильи 23-й Группо 3-го истребительного Штормо, а в августе эти самолеты поступили в 377-ю истребительную эскадрилью; обе эскадрильи базировались на Сицилии и занимались патрулированием отдаленных районов и прикрытием морских конвоев. Но уже в сентябре 1942 Re.2000, несмотря на его хорошие летные данные, начали заменять в этих частях на M.C.200: самолет оказался очень капризным в эксплуатации из-за постоянных отказов двигателя, проблем с изменением шага пропеллера, и частым сбоем синхронизаторов пулеметов (особенно в холодную погоду). Это, а так же начало производства в цехах «Reggiane» улучшенной версии самолета - Re.2001 - стало причиной прекращения производства Re.2000 еще в декабре 1941 года (но в Венгрии производство этой машины продолжалось до августа 1944 г). Всего за время производства в Италии и Венгрии было выпущено 382 Re.2000, из которых ВВС Италии использовали в боях всего 52 таких истребителя.

Истребитель Re.2001 «Ariete» («Овен»)

В серийном производстве с 1941 г (252 экз.)

Двигатель: Alfa Romeo RA 1000 RC 41-Ia Monsone (1175 л.с.); максимальная скорость: 542 км/ч; потолок: 11.950 м; дальность: 1.040 км. Вес пустого: 2.495 кг, вес взлетный: 3.280 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT» + 2х7,9-мм пулемета «Breda-SAFAT».
Двигатель: Alfa Romeo RA 1000 RC 41-Ia Monsone (1175 л.с.); максимальная скорость: 542 км/ч; потолок: 11.950 м; дальность: 1.040 км. Вес пустого: 2.495 кг, вес взлетный: 3.280 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT» + 2х7,9-мм пулемета «Breda-SAFAT».

Истребитель Re.2001 авиастроители называли «Falko II», а военные (чтобы не путать с бипланом C.R.42 «Falko») – «Ariete»; он был фактически тем же самолетом Re.2000, на который установили рядный мотор, заметно изменивший надежность истребителя. Еще одной переделкой стало изменение фонаря кабины: его центральную секцию сделали откидывающейся вправо (по образцу Мессершмиттов-109).

Рождение «Ариете» связано с тем, что в 1941 году немцы передали итальянцам лицензию на свой рядный двигатель Daimler-Benz DB 601A мощностью 1050 л.с.; в Италии он выпускался под названием Alfa-Romeo RA.1000 RC.41. Правда, установка нового мотора не улучшила скоростные данные истребителя, зато надежность нового двигателя оказалась значительно выше. И появилась возможность усилить вооружение машины, дополнив два 12,7-мм пулемета парой 7,9-мм в корнях крыльев. А в варианте истребителя-бомбардировщика самолет мог теперь взять на борт 250 кг бомбу. К тому же дополнительные «лошадки» мощности дали возможность не только установить на кресло летчика бронеспинку, но и поставить перед пилотом броневую плиту. Появившаяся на «Ариете» броня вместе с установкой протектированных бензобаков значительно повысили живучесть самолета.

«Ариете» в варианте истребителя-бомбардировщика Re.2001СВ
«Ариете» в варианте истребителя-бомбардировщика Re.2001СВ

Re.2001 пошел в серийное производство в сентябре 1941, а в октябре он был официально принят на вооружение итальянской авиации. Правда, по летным данным Re.2001 заметно уступал уже принятому на вооружение до него Macchi MC.202 Folgore с тем же мотором Alfa-Romeo RA.1000 RC.41. Тем не менее, Re.2001 выпускался параллельно с «Фольгоре» до осени 1943 г; его производству положила конец капитуляция Италии перед союзниками. Правда, за почти два года было выпущено всего 252 «Ариете»; это было связано в первую очередь с дефицитом моторов Alfa-Romeo, которые в основном поставлялись заводам, производившим «Фольгоре». Из всех построенных «Ариете» 39 были изготовлены в версии истребителя-бомбардировщика (Re.2001СВ); эти машины имели только два 12,7-мм пулемета и 250-кг бомбу под фюзеляжем. Еще от 34 до 50 «Ариете» (в разных источниках цифры разнятся) были сделаны в варианте ночного истребителя Re.2001CN; эти самолеты имели пламегасители на выхлопных патрубках, и в дополнение к штатным 12,7-мм пулеметам получили в корни крыльев две 20-мм авиапушки.

Ночной истребитель Re.2001CN имел пламегасители на выхлопных патрубках
Ночной истребитель Re.2001CN имел пламегасители на выхлопных патрубках

Большинство же Re.2001 были изготовлены в варианте чистого истребителя; они поступали в различные авиачасти ВВС Италии. Впервые Re.2001 были применены в бою в мае 1942 г при сопровождении бомбардировщиков в налетах на Мальту. В начале 1943 года этими самолетами оснастили части ПВО, оборонявшие север Италии. Когда же в стране произошел переворот, и Италия раскололась, служившие на севере «Ариеты» оказались в зоне германской оккупации и попали в руки немцев, которые использовали эти машины в боях.

Истребитель-бомбардировщик Re.2002 «Ariete II»

В серийном производстве с 1942 г (182 экз.)

Двигатель: Piaggio PXIX RC45 Turbine В (1180 л.с.); максимальная скорость: 550 км/ч; время набора высоты 2000 м: 1 мин; потолок: 10.500 м; дальность: 1.100 км. Вес пустого: 2.390 кг, вес взлетный: 2.240 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT» + 2х7,9-мм пулемета «Breda-SAFAT» + 950 кг бомб.
Двигатель: Piaggio PXIX RC45 Turbine В (1180 л.с.); максимальная скорость: 550 км/ч; время набора высоты 2000 м: 1 мин; потолок: 10.500 м; дальность: 1.100 км. Вес пустого: 2.390 кг, вес взлетный: 2.240 кг. Вооружение: 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT» + 2х7,9-мм пулемета «Breda-SAFAT» + 950 кг бомб.

Работа над этой версией началась еще до запуска в серию Re.2001; она представляла собой тот же «Ариете» (почему и получила наименование «Ариете II»), только оснащенный звездообразным мотором. Необходимость возврата к силовой установке воздушного охлаждения возникла в связи с острой нехваткой лишь недавно запущенных в производство рядных моторов Alfa-Romeo RA.1000 RC.41, львиная доля которых поставлялась на заводы, строившие истребители Macchi MC.202 Folgore. Поэтому фирма «Reggiane», вынужденная довольствоваться лишь малыми поставками двигателей Alfa-Romeo, и занялась адаптацией своего Re.2001 под новый звездообразный мотор Piaggio P.XIX RC.45.

Переработка проекта не заняла много времени, однако быстро запустить самолет в серийное производство не получилось: доводка нового двигателя затянулась, и строительство Re.2002 началось только в сентябре 1941 года. До раскола Италии «Reggiane» успела выпустить только 182 Re.2002 (по другим сведениям 149). Некоторые исследователи утверждают, что еще 106 «Ариете-2» было произведено под контролем немцев. Однако это сомнительно, учитывая, что производство Re.2002 было прекращено уже в начале 1944 г. Тем не менее, достоверно известно, что некоторое количество Re.2002 оказалось в руках националистов: на этих машинах воевали как летчики прогерманской «Итальянской социальной республики», так и немецкие пилоты некоторых частей Люфтваффе.

Истребитель-бомбардировщик Re.2002 с немецкими опознавательными знаками, использовавшийся германскими Люфтваффе
Истребитель-бомбардировщик Re.2002 с немецкими опознавательными знаками, использовавшийся германскими Люфтваффе

Технически серийный вариант Re.2002 «Ариете II» отличался от Re.2001 «Ариете I» только другой мотоустановкой. да наличием трех бомбодержателей. Под фюзеляжем можно было подвешивать бомбу калибром до 500 кг, а под крыльями - две 160-кг бомбы. Таким образом, самолет фактически являлся достаточно удачным истребителем-бомбардировщиком (недаром им заинтересовались немцы). Это и позволило Re.2002 удержаться во фронтовых частях до конца войны, поскольку «Ариете-2» в качестве истребителя оказался еще хуже, чем Re.2001.

Впервые «Ariete II» приняли участие в боевых действиях в декабре 1942 г. Летом 1943 эскадрильи с Re.2002 отражали высадку союзников в Сицилии, и несли при этом многочисленные потери. После капитуляции Италии часть «Ариете-2» воевала на стороне союзных войск, а часть – на стороне Германии; кроме того немцы 60 захваченных Re.2002 ввели в состав своих Люфтваффе.

Истребитель Re.2005 «Sagittario» («Стрелок»)

В серийном производстве с 1943 г (36 экз.)

Двигатель: Fiat RA1050 RC58 Tifone (лицензионный DB 605A) мощностью 1475 л.с.; максимальная скорость: 628 км/ч; время набора высоты 2000 м: 1,5 мин; потолок: 12.000 м; дальность: 1.250 км. Вес пустого: 2.600 кг, вес взлетный: 3.550 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка MG.151/20 + 4х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT» или 3х20-мм пушки MG.151/20 + 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT»; 160 кг бомб.
Двигатель: Fiat RA1050 RC58 Tifone (лицензионный DB 605A) мощностью 1475 л.с.; максимальная скорость: 628 км/ч; время набора высоты 2000 м: 1,5 мин; потолок: 12.000 м; дальность: 1.250 км. Вес пустого: 2.600 кг, вес взлетный: 3.550 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка MG.151/20 + 4х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT» или 3х20-мм пушки MG.151/20 + 2х12,7-мм пулемета «Breda-SAFAT»; 160 кг бомб.

Re.2005, разработанный фирмой «Reggiane» на базе все того же истребителя Re.2000, представлял собой самую существенную переделку базовой машины. На нем была усовершенствована аэродинамика, что заметно улучшило скоростные характеристики машины. Всю заднюю кромку крыла между элеронами заняли гидравлически отклоняемые щитки. Рули снабдили триммерами, регулируемыми в полете. Изменилась конструкция уборки шасси: они теперь не поворачивались назад, а складывались при помощи гидросистемы по направлению к законцовкам крыла – как у «Мессершмитта». Топливная система состояла теперь из четырех раздельных протектированных баков, размещенных там же в центроплане: два объемом по 160 литров, и два - по 108 литров. Кресло пилота в дополнение к бронеспинке получило бронезаголовник, и стало регулироваться по высоте. К тому же, значительно усилилось вооружение самолета. Серийные Re.2005 получили три 20-мм пушки MG 151/20 (одна - в развале цилиндров двигателя, две - в крыле вне плоскости вращения винта) и два синхронных 12,7-мм пулемета SAFAT над двигателем. Рядный двигатель Fiat RA1050 RC58 Tifone мощностью 1475 л.с. являлся лицензионной копией немецкого DB 605A. Этот надежный мощный мотор разгонял истребитель на 7-километровой высоте до 628 км/ч! Таким образом, последняя версия в семействе самолетов Re.2000 стала одним из лучших истребителей, выпущенный в Италии во время Второй мировой войны.

Однако вступление этого самолета в строй непростительно затянулось. Испытательный полет прототипа Re.2005 с немецким двигателем состоялся еще в начале мая 1942, а серийное производство Re.2005 началось только в апреле 1943 года – лишь тогда в «Reggiane» начали поступать лицензионные моторы RA1050 RC58 Tifone.

Поскольку самолеты «Саджиттарио» начали выпускать слишком поздно, то во Второй мировой войне они не смогли в полной мере проявить свои высокие боевые качества. Re.2005 успели вооружить только 22-ю отдельную истребительную группу, да и то не полностью. «Саджиттарио» поступали в часть очень низкими темпами (по 3-4 истребителя в месяц). Всего до капитуляции Италии 22-я группа успела получить только 20 Re.2005; все они сразу после прибытия в часть привлекались к боевым вылетам для отражения налетов вражеских бомбардировщиков на Неаполь и Рим. После переворота и раскола Италии фирма «Reggiane» успела выпустить еще 16 «Саджиттарио», которые попали в руки немцев. В сентябре производство этого истребителя было прекращено. Шесть Re.2005 достались летчикам прогерманской «Итальянской социальной республики», а 10 новеньких «Саджиттарио» немцы ввели в состав Люфтваффе и использовали их в ПВО Берлина и румынских нефтепромысловых районов.

Другие статьи канала на тему «Самолеты Второй мировой войны»:

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «барахло» или «шедевр»?

Эта неудачная великолепная «Кобра»: «Змееграфия»

«Рояль», он же «Таранька с икрой», он же «Лакированный гарантированный гроб»

Как «Рояль» в «Лавочку» перепилили

Блеск и нищета великолепного «Ноля»

«Демон» - «Летающее бревно»

Хороша ли была американская "Дикая кошка"

"Дикая кошка" - мишень для "Ноля"

Если статья вас заинтересовала – поставьте «палец вверх»: вам не трудно, а мне – психологический стимул для дальнейшей работы