Поисковики плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Мы не задумываясь обращаемся к ним с вопросами разной сложности: от погоды на завтра до смысла жизни. Но как именно они работают, почему показывают разные результаты для одного и того же запроса, для нас загадка. Здесь мы проведем сравнение поисковых систем и расскажем, как они устроены.
Что такое поисковая система?
Каждый поисковик - это синтез программ для поиска определенной информации в огромной массе данных. Для систематизации материалов поисковая система применяет роботов. Роботы проверяют работоспособность внутренних и внешних ссылок, размещенных на сайте, а также фиксируют новые данные. В сравнении поисковых систем мы выясним, какую информацию принимают во внимание роботы.
Поисковик формирует выдачу по принципу релевантности: насколько содержание страницы отвечает запросу пользователя. Этот процесс называется ранжированием. Чем точнее страница соотносится с запросом, тем она релевантнее и тем выше ее позиция в списке выдачи.
Сравнение поисковых систем с точки зрения популярности в Рунете
По данным декабря 2021 года, наиболее востребованной системой является Google: в его пользу сделали выбор 61,9% пользователей Рунета. Яндекс значительно проигрывает в популярности: ему отдали преимущество всего 36,8%. На третьем месте преданные поклонники Mail.ru (1,1%).
Еще несколько лет назад, для сравнения, поисковую систему Яндекс предпочитало большинство пользователей Рунета. Ситуация кардинально изменилась, когда Google стал предустановленным поисковиком на мобильных устройствах Apple и Android. Это обеспечило Google ведущую позицию в России.
Чем отличаются Яндекс и Google?
Поскольку Яндекс так и не выпустил свою операционную систему для Android, сравнение мобильных версий поисковых систем не имеет смысла. Десктопные же версии заслуживают внимания.
Внешний вид страницы
Здесь Google и Яндекс поразительно похожи. На странице выдачи есть 4 элемента:
- поисковая строка - поле, в которое вводится запрос;
- блок контекстной рекламы - сегмент с рекламными объявлениями;
- органическая выдача - список страниц, упорядоченный по релевантности.
Сравнение страниц выдачи поисковых систем можно провести только в блоке с ответом на заданный в поиске вопрос. В нем может находиться расписание кинотеатров, валютный курс, прогноз погоды и многое другое, в зависимости от запроса пользователя. Функция у блока одна, а наименование разное: Яндекс называет его колдунщиком, а Google - OneBox.
Распределение трафика
В процессе сравнения поисковых систем невозможно проигнорировать трафик. Так как поиск Google предустановлен на смартфонах и планшетах, компания уделяет много внимания мобильной аудитории. Яндекс тем временем направляет всю свою энергию на десктопных пользователей.
Анализировать трафик можно с точки зрения запросов и их тематики. Пользователи часто используют сильные стороны Яндекса и Google, поэтому стоит учесть этот параметр при сравнении поисковых систем. Яндекс специализируется на коммерческих запросах и лучше находит информацию по ним. Что касается тематики, запросы часто связаны с деловыми услугами, недвижимостью, туризмом и строительством.
Google держит пальму первенства в информационных запросах. Объемные статьи на финансовую тему пользователи ищут именно в этой системе.
Разумеется, это не все. Подробное сравнение поисковых систем Яндекс и Google вы можете прочесть в полной версии статьи на сайте Студии ЯЛ. Из нее вы узнаете:
- какие требования поисковиков стоит учесть при продвижении сайта,
- что влияет на ранжирование страниц,
- почему не стоит пытаться обмануть роботов
- и какие санкции могут применять поисковые системы.