Те, кто знаком с историей ЛТЗ знают три ключевых модели предприятия: Т-40, ЛТЗ-55 и ЛТЗ-60. И в комментариях к материалу о разработке большой кабины для трактора Т-40АМ часто упоминалось, что новая кабина пошла-таки в серию, но уже на более поздних моделях. Вот только с вариантом, предлагаемым БФ ВНИИТЭ, она имела мало общего.
Более того, еще в 1978 году белорусы, по заказу ЛТЗ и Министерства тракторного и сельскохозяйственного машиностроения вели работы по созданию кабины для новых тракторов тягового класса 0,9 с «воздушником» мощностью 60 л.с. Это должно было быть семейство Т-60/Т60А.
В отчете сказано, что на самом ЛТЗ был создан прототип трактора, от которого и отталкивались специалисты БФ ВНИИТЭ. Однако никаких фотографий, данной машины, к большому сожалению не нашлось. Смеем предположить, что это было нечто подобное на кабину, «примеренную» на Т-50А.
Как бы то ни было, в Минске составили целый перечень недостатков варианта предложенного в Липецке. Пространственная организация рабочего места не отвечала требованиям эргономики. Неудачная компоновка отпителя заставила высоко поднять щиток приборов, что ограничило обзорность рабочих зон. Подножка ограничивала доступ к АКБ, а шаг ступенек не соответствовал требованиям. И самое главное - из-за более низкой посадки, была нарушена ее унификация с кабиной разработанной ГСКБ МТЗ по боковым и задним рамкам, по стеклам всех рамок и дверей.
В свете того, что в то время унификация тракторных кабин была в приоритете – пришлось все переделывать заново.
Белорусы предложили использовать на Т-60/Т-60А новую большую кабину МТЗ с минимальными доработками.
В отличие от оригинала здесь была изменена лобовая панель. Это было сделано для улучшения обзорности и увязки внешности кабины с капотом трактора. К слову, при проектировании капота учитывали даже тот фактор, что при установке переднего ведущего моста, «морда» приподнимется вверх и линия капота изменится.
Так же были изменены форма и размер крыльев (чтобы не забрызгивались боковины кабины), форма подножек (чтобы удобно было обслуживать АКБ) и в задней стенке появилось дополнительное окошко снизу (для лучшего обзора на навеску).
В общем, должен был получится весьма интересный трактор. Вот только и в этот раз все закончилось «как всегда»…
И снова хотелось бы отметить тех, кто работал над проектом Т-60: старший художник-конструктор Б. Шульман – руководитель темы, главный художник-конструктор Ю.Н. Жутяев, ведущий художник-конструктор З. Ларина, техник-архитектор Т.И. Полетило.
Материал по модернизации трактора Т-40АМ можно прочесть здесь