У известного во всем мире русского художника-мариниста и баталиста Ивана Айвазовского было несколько детей. Его младшая дочь в свое время вышла замуж за очень известного конструктора Константина Арцеулова, а в 1891 году в этой семье родился сын, которого также назвали Константином. Внук Айвазовского также как и его дед навеки вписал свое имя в историю, хоть и в другой сфере - в авиации.
Детство Константин Константинович Арцеулов провел в Крыму, рядом со своим прославленным дедом. Мальчик наблюдал, как Иван Айвазовский пишет картины, и тоже проникся большой любовью к этому искусству. И надо сказать, что под чутким руководством деда у него все выходило очень хорошо, и потом, в будущем, этот талант художника Константину Арцеулову очень пригодится, будет кормить его до самого конца. Но до тех пор еще было очень очень далеко, будет еще много страшных и интересных поворотов судьбы.
Дело в том, что помимо страсти к рисованию, у Константина Арцеулова была еще более сильна страсть - небо. Авиация во время его юношества как раз только начала свое активное развитие, многие тогда "болели" небом. Молодой человек даже какое-то время работал в цеху по производству планеров. И это тоже очень немаловажная деталь его биографии - на данной работе Константин Константинович досконально разобрался в технических аспектах аппаратов, а благодаря пытливому уму, он не просто строил планеры, а пытался понять суть того, как они работают. Конечно, сейчас это уже никаких секретов не представляет, но в то время в данной области было множество белых пятен.
При производстве летательных аппаратов была открыта школа пилотов, в которую юноша с большим энтузиазмом и записался в 1910 году. Первый полет он провел в том же году, а на будущий успешно сдал экзамены и получил долгожданное удостоверение - удостоверение пилота-авиатора.
Дальше в жизни Арцеулова была Первая мировая война - он бился в кавалерийских частях, но после ранения в 1915 году попросил командование о переводе в военную авиацию. Командование учло его заслуги, к тому же у Константина Константиновича было удостоверение пилота, а потому уже вскоре он был отправлен в Симферополь, в военную школу летчиков, где готовили русских пилотов. К лету 15-го года Арцеулов получил квалификацию военного пилота и был отправлен на фронт. Он управлял разведывательным самолетом, до конца боевых действий совершил 21 вылет и даже сбил один немецкий самолет.
Во время своей службы Константин Арцеулов и сделал то, что прославило его имя навечно. Когда я чуть выше говорил о неких белых пятнах в авиаторском искусстве тех времен, я имел в виду конкретную вещь - штопор. В то время никто точно не знал, как выходить из штопора, а самолеты сваливались в него регулярно. Это приводило к большим потерям как в машинах, так и в пилотах. Не было единых правил того, как надо действовать, не было установки, как избежать страшной участи при штопоре, и это было невероятной проблемой для пилотов. И проблему эту не помогало решить ничто: ни более современные машины, поставляемые в армию, ни повышение квалификации летчиков. Зато эту проблему смог решить Арцеулов.
Именно Константин Константинович принялся за изучение теоретической составляющей полетов на самолете, за физику, за многочисленные расчеты и формулы. Он вывел теорию, по которой для вывода самолета из штопора ни в коем случае нельзя отклонять ручку в обратную вращению машины сторону (а все делали именно так, чисто инстинктивно). Но после создания теории ее еще нужно было доказать, а доказать можно было лишь на практике.
24 сентября 1916 года Константин Арцеулов поднялся в небо на самолете "Ньюпор-21", после чего намеренно ввел его в штопор, а потом, следуя своей теории, вывел машину из него. Поскольку летчик считал, что одного раза для демонстрации доказательства теории мало, он вновь набрал высоту, опять уронил машину в штопор, и снова успешно вышел из него. Если бы теория и расчеты Арцеулова были не правильными, то его бы ждала участь многих других летчиков, погубленных штопором, но он все рассчитал верно. Уже через пару дней программа Арцеулова по выводу самолета из штопора была введена в обязательную программу обучения летчиков. Это его и прославило.
Ну, а дальше судьба сложилась сложно, как и у многих в то время. Причем настолько сложно, что даже не конца ясно, за кого же Арцеулов все же воевал: то ли за белых, то ли за красных. Одни историки говорят одно, а другие другое. Так или иначе, после Гражданской войны войны он все также был связан с авиацией, строил планеры (причем даже собственной конструкции), был летчиком-испытателем, потом служил в гражданской авиации. А дальше, в 33-м году, как и многих других, его обвинили в связях с Германией, судили и приговорили к 20 годам лагерей. Отсидел он только 10, но возвращаться ему все равно запретили. Реабилитирован Арцеулов был только в 1956 году. Поскольку к тому времени он был уже в возрасте, да перерыв в полетах из-за репрессий у него был большой, то с авиацией было покончено окончательно. Он применил свой второй талант - талант художника, и трудился до самого конца иллюстратором книг и журналов.
Не стало прославленного летчика, так много сделавшего для отечественной авиации, в 1980 году, в возрасте 88 лет.
Дорогие друзья, со всеми вопросами, предложениями, пожеланиями и т.д обращайтесь к нам на почту: mmmmaaaccs@mail.ru. Буду очень благодарен за лайки, дизлайки, комментарии и подписку.