"Три мушкетёра" - историко-приключенческий роман Александра Дюма, впервые опубликованный в парижской газете "Le Siecle" в 1844 году с 14 марта по 11 июля. Книга посвящена приключениям молодого дворянина по имени Д’Артаньян, отправившегося в Париж, чтобы стать мушкетёром, и трёх его друзей-мушкетёров Атоса, Портоса и Арамиса в период между 1625 и 1628 годами.
В 1974 году в Московском ТЮЗе состоялась премьера музыкального спектакля "Три мушкетёра". Спектакль имел большой успех, хотя существовало и существует неисчислимое количество других театральных и киношных мушкетёров. Многие постановки и, особенно, кинофильмы по роману Александра Дюма имеют всемирную известность.
Однако авторам этого задорного спектакля:
- драматургу Марку Розовскому
- поэту Юрию Ряшенцеву
- композитору Максиму Дунаевскому
- режиссёру-постановщику Александру Товстоногову
...удалось по-своему взглянуть на героев и события любимой всеми книги, сказать зрителю нечто новое, что заставляет его как в первый раз переживать все перипетии знакомого сюжета. Секрет заключается в том, что всем известные герои романа Дюма, их характеры, поведение, мотивации поступков в спектакле были максимально приближены к нашим дням, к психологии современной молодёжи, её духовным запросам. Этому способствовала яркая музыка Максима Дунаевского, сыгравшая в спектакле одну из главных ролей.
Дунаевский, постоянно пишущий музыку для театра, умеет увлечь зрителя или слушателя своим собственным отношением к драматургическому материалу. Вот и в "Трёх мушкетёрах" романтически возвышенный симфонический фрагмент и незатейливая песенка являются выразительными средствами, которыми пользуется композитор
для расстановки нужных смысловых и эмоциональных акцентов, уверенно ведя нас за своим прочтением романа.
В музыкальной стилистике спектакля важное место занимают современные песенные интонации, которые делают героев произведения близкими молодёжной аудитории. Так Д'Артаньян из супермена, каким его трактует западное кино, превратился в реального, земного парня, обладающего наряду с отвагой и благородством ещё и обычными человеческими слабостями. Явный комедийный элемент, идущей от ироничности авторов по отношению к дворцовым интригам, конечно
же, наивным с точки зрения политических коллизий XX века, перемежаясь с искренней романтичностью, ещё больше подчёркивает современную направленность спектакля.
Дальнейшая жизнь этого мюзикла ещё больше подтверждает
правомерность новой версии "Трёх мушкетёров". Спектакль в
расширенной музыкальной редакции ставится на сценах многих музыкальных театров нашей страны и за рубежом, и везде ему
сопутствует успех.
В 1978 году та же авторская группа вместе с кинорежиссером Георгием Юнгвальд-Хилькевичем создает трех серийный телефильм "Д'Артаньян и три мушкетёр". Безусловно, и в фильме также главенствующая роль принадлежит музыке, частично знакомой нам по спектаклю, но в большей своей части написанной заново. Многие тесни с остроумными стихами Ю. Ряшенцева быстро приобрели широкую популярность.
В издании на виниловых пластинках записаны все лучшие музыкальные номера и песни из спектакля и телефильма. Инсценировку к этому изданию сделал режиссёр Марк Айзенберг. Удачный драматургический приём инсценировщика, рассказ самого Д'Артаньяна о своей молодости и приключениях, позволил включить в издание песни и музыкальные
номера, которые по разным причинам не были использованы ни в театре, ни в кино. Так что слушателей, помимо встречи с уже известной музыкой Дунаевского, ожидает ряд сюрпризов.
Без сомнения, что сочная и образная музыка "Трёх мушкетёров" порадует слушателей выразительными мелодиями, органично сочетающимися с острой ритмикой и современной аранжировкой, которая не является самоцелью, а верно служит раскрытию содержания.
Вместе с известными, популярными артистами исполняющими роли персонажей: М. Боярским, Л. Гурченко, Ж. Рождественской, Л. Серебренниковым, П. Бабаковым, Г. Трофимовым - в фильме поют и не на столько известные, но многообещающие исполнители. Их объединяет в одну мушкётерскую компанию редко встречающееся синтетическое дарование - музыкально-драматическое. Поэтому все партии, порой весьма трудные в вокальном и актерском планах, исполнены отлично.
Очень большой объем студийной работы проделал вокально-инструментальный ансамбль "Фестиваль", организованный в 1978
году. Благодаря тому, что почти каждый исполнитель этого небольшого коллектива владеет несколькими инструментами, создаётся
богатое звучание, выгодно отличающееся от звучания стандартных ВИА и порой достигающее оркестрального.
- Группа "Фестиваль" - это советский вокально инструментальный ансамбль, созданный Максимом Дунаевским и Марком Айзиковичем в 1977 году. Музыкальный стиль на стыке жанров ВИА и рок-музыки. Известен работой над кино и мультипликационными фильмами, музыку к которым написал Дунаевский: "Д'Артаньян и три мушкетёра", "Ах, водевиль, водевиль", "Летучий корабль", "Карнавал", "Трест, который лопнул", "Зелёный фургон", а также мюзиклами "Приключения Петрова и Васечкина", "Каникулы Петрова и Васечкина", мультфильмом "Остров сокровищ" и сольными песнями, записанными в сотрудничестве с авторами Максимом Дунаевским, Константином Никольским, Дмитрием Даниным и певцами Михаилом Боярским, Николаем Караченцовым, Павлом Смеяном.
Огромная работа была проделана актёрами и музыкантами для того, чтобы слушатель мог послушать спектакль не только в театре или в записи по радио, но и дома на виниловой пластинке.
Первое издание "Трёх мушкетёров" вышло в 1983 году на трёх виниловых пластинках в коробочном издании. И издавалось оно на протяжении девяти лет фирмой грамзаписи "Мелодия", ну а последний тираж на виниловой пластинке был выпущен в 1992 году. Винил печатался на Апрелевском, Ленинградском, Ташкентском заводах.
На компакт-диске мюзикл был издан компанией "RDM" в 1995 года, издание было на двух компакт-дисках. И в 2000-х были некоторые варианты пиратских изданий на компакт-дисках.
Инсценировка М. Айзенберга по страницам романа Александра Дюма
Тексты песен Ю. Ряшенцева
Действующие лица и исполнители:
- Д'Артаньян - М. Боярский
- Миледи, Аббатиса, Кэт - Л. Гурченко
- Констанция - Л. Ларина
- Королева - Ж. Рождественская
- Король - В. Чуйкин
- Кардинал - П. Бабаков
- Атос - В. Назаров
- Арамис - Л. Серебренников
- Портос - М. Айзикович
- Де Тревиль - М. Дунаевский
- Бекингэм - Г. Трофимов
- Кармелитки - Л. Пичугина и Н. Пичугина
Звукоподражатель Ю. Григорьев
Режиссёр М. Айзенберг
Вокально инструментальный ансамбль "Фестиваль"
Дирижёр Д. Атовмян