Здравствуйте. Сегодня у нас на операционном столе катушечный магнитофон Орбита 106 - и это вновь кладезь спорных решений и спорного же внешнего вида.
Впрочем, досталась она мне в еще более спорном внешнем виде, чем подразумевал завод.
Краска и качество пластика у этих Орбит стабильно хромало и хромает. Серая или серебристая поверхность была у магнитофона изначально - неважно, ведь в местах контакта с пальцами даже при аккуратном обращении образовываются несимпатичные проплешины, открывающие основной цвет пластика. И мне не повезло ровно так же - на этом фото с Авито даже не видно всех повреждений.
Аппарат гаражного хранения. Открывать такие надо с пылесосом наизготовку - сюрпризов, как и живности, в подобных обычно море. Все детали были покрыты плотным и очень устойчивым слоем грязи, которая налипла туда во времена сырости и упорно не хотела счищаться. Ну, ничего, нам не привыкать!
При первом включении выяснилось, что рассыпался выключатель (он там хитрый, с таймером), логика признаков жизни не подает, механика намертво залипла и до кучи неисправными оказались индикаторы. Кроме того, платы универсальных усилителей были прилично «уколхожены», а вместо одного предохранителя меня встретил огрызок гвоздя. Все сгорит, а я останусь.
После муторного пятичасового обряда замены электролитов и приведения изуродованных дорожек на платах в божеский вид магнитофон стал подавать признаки жизни. В режиме усилителя индикаторы стали отображать входной сигнал. Однако и оконечный усилитель молчал, и логика продолжала не отзываться на команды. ко всему прочему не горела ни одна лампочка индикации.
Логика тут хитрая. На транзисторах полностью. Разбалованный Союзами и Маяками с логикой на 155-х и 561-х микросхемах, я не сразу понял, что тут к чему. Но всему виной оказалась банальная сырость - у нескольких 315-х транзисторов отгнили ножки, причем очень незаметно, а еще несколько 361-х оказались глубоко пробитыми. К слову, кусок гвоздя в блоке предохранителей стоял именно в цепи питания управления и логики. Видимо, отгнившая ножка вывела схему из режима, предохранитель спас блок от дальнейшего разрушения, а прошлых хозяин решил, что проблема именно в предохранителе, раз он перегорает. Ну, это уже на его совести.
После всех проделанных манипуляций ЛПМ завелся. Но оказался вдрызг разрегулирован. Приемный узел вырывал ленту из-под ролика, подтормаживания не было совсем, как и звука с головок. Перемотка в одну сторону разгонялась до первой космической скорости, а в другую мотала метр-два ленты и вставала на месте.
Регулировка Орбитовского ЛПМ - занятие на любителя. Довольно хорошим решением разработчиков было поставить просто по подстроечнику на угол открытия тиристора в каждом блоке управления боковым двигателем. На приемном узле подстроечников два - на перемотку вперед и подмотку, а на подающем - один, только на перемотку назад. С помощью этих подстроечников и ненужной ленты подмотку и перемотки я быстро привел в чувство. Сильно больше нервов и времени отняло перекидывание пружинок и подгибание держателей веревочных тормозов при настройке подтормаживания - оно здесь осуществляется исключительно с помощью веревки, а на звук влияет очень сильно - лентоприжима то нет. Первый класс, все-таки.
Воспроизведение и запись заработали после мытья поверхностей головок от внушительного слоя грязи и припаивания отгнившего проводка к головке стирания. ЛПМ ожил и заработал.
Кнопку включения пришлось заменить на обычный сетевой П2К - прошлый хозяин заботливо поставил перемычку, держащую магнитофон во включенном состоянии, и ампутировал остатки прошлой кнопки. Лишаемся таймера отключения от сети в режиме простоя, зато это работает. И последнее, чем позабавил меня этот магнитофон - усилитель мощности совершенно не хотел работать. А дело оказалось в больших фильтрующих конденсаторах - один из них решил оборваться. Причем уже после того, как я проверил их и впаял на место, ибо ESR и емкость были в норме, как и утечка. Усилитель не стал привычно выдавать фон 50 Гц, а просто замолчал. Впрочем, после замены банок и он пришел в норму.
Мне повезло и плоскость с надписями на передней панели не облезла - все остальное пришлось покрасить черной матовой краской, уж слишком сильно в глаза бросались проплешины. После окончательной сборки и регулировки аппарат снова в строю и ждет нового владельца.
Что я об этих Орбитах думаю. У них неплохой звуковой тракт и неплохие 080-е головки, средненький усилитель мощности и ужасный ЛПМ. Даром что он трехмоторный, скорость переключается с помощью ролика, а электронного подтормаживания здесь не существует как класса. При всем этом внешне Орбита чем-то напоминает 003 Олимп или 004 Электронику - наверное, из-за характерного скоса крышки блока головок. Плюс автостоп тут из оптопары, как в Олимпах. Как аппарат начального уровня - подходит, тут есть сквозной канал, он бережно обращается с лентой при правильной настройке ЛМП, но на мой взгляд, лучше присмотреться к чему-то вроде Союза 110. Там хотя бы прямой привод есть.
Неудачное решение конструкторов с «колонной» индикаторов и потенциометров, подходящей прямо под головки, исправили уже в следующей, 107-й модели. Головки протирать и заправлять ленту там стало намного удобнее. А в сухом остатке - это просто опоздавший со своим выходом аппарат, который мог тянуть на высший класс по своему звуку, но оставшийся во втором классе по механике. Не отличный, не ужасный - просто хороший.
Такие дела.