Чем дальше забираешься на Север, тем чаще попадаются заброшенные месторождения или георазведки. Такие места напоминают свалку промышленных отходов, которые никто не собирается утилизировать.
Большинство таких мест находятся вне зоны доступа для обычных людей. Их можно увидеть либо с воздуха на пограничном или отраслевом вертолете, либо получив пропуск на ведомственные зимники. Именно по этой причине я не буду упоминать, какой топливной компании принадлежать разработки на этих территориях. Потом пропуск не дадут!
Да и смысла упоминать одну из компаний - нет. Эта проблема присуща и топливным компаниям, и военным, и ученым тоже, кстати. Мы часто ругаем туристов, оставляющих мусор в девственной природе, но туристы в сравнении с промышленным освоением территорий - детский лепет против баса Джигурды.
Издалека подобные "свалки" выглядят не страшно, а если в нужное время суток - в полумраке, который тут царствует зимой, то выглядит даже немного романтично. Пока не подберешься поближе и не увидишь, что все это мусор, который вывозить дороже, чем оно все стоило на момент закрытия очередной разработки или разведки.
Еще одна особенность - зимой тут очень много снега и все заметает "по самые уши", так что не сразу и разглядишь, даже проезжая по зимнику. Нам "повезло" оказаться в этих местах по "малому снегу", поэтому вся "красота" дикой России сразу оказалась на глазах.
Вчера опубликовал пост о том, как мы подбирались к месторождению... На самом деле, это просто шутка - нам никто не запрещал снимать, если только мы не лезли в запретные зоны, обозначенные соответствующими знаками. На действующих месторождениях, на самом деле, все чисто, хорошо и безопасно, но вот когда люди уходят...
Эта "мусорка" одна из трех, попавшихся нам на пути. И могу уверенно утверждать, что не самая страшная из имеющихся на Севере. Чем дальше уезжаешь от цивилизации, тем больше видишь, какой след оставил человек в местах, которые пытался освоить.
Я не состою в Гринпис, не активист-вегетарианец, но понимаю, что массовые вырубки лесов и замусоривание территорий до добра не доведут. Расплачиваться будем не мы, и даже не наши дети, а вот через три-четыре поколения это все аукнется. К бабке не ходи...