Найти тему
Литературный салон "Авиатор"

Афганистан, война моих лейтенантов

Михаил Жуков

Впервые про Демократическую республику Афганистан я услышал от нашего командира развед. полка, когда служил в Германии, это было в далеком 1979г. Личный состав полка по тревоге собрали в Доме офицеров и командир, голосом диктора Левитана, объявил так, что мы думали началась война в СССР. Оказалось, что мы должны оказать братскую помощь дружественному народу ДРА в борьбе с врагами демократии на территории братского Афганистана. Командир долго убеждал своих подчиненных, что враг народа Афганистана — это враг и нашего народа, поэтому наша задача оказать помощь дружественному народу Афганистана. В конце своей пламенной речи командир сказал, что тот, кто хочет добровольно участвовать в оказании помощи и повоевать пишите рапорта. Естественно, оказались желающие, но вот чтобы кого-то отправили в Афганистан такого не было.

Второй раз Афганистан дал о себе знать в конце 1985г, когда я уже служил инспектором в Чите, в БП 23 ВА. Мой непосредственный начальник, заместитель командующего ВА по БП генерал Романюк Д.С., на совещании объявил, что от нашего объединения планируется отправить в ДРА отдельную развед. эскадрилью из состава 101 орап в марте-апреле 1986г. Я, как куратор разведавиации, должен взять под контроль подготовку летчиков к боевым действиям. За подготовку летчиков я был спокоен, зная, что 1 аэ 101 орап это сильные летчики в плане ведения воздушной разведки, бомбометания и стрельбы по наземным целям. Но когда я прибыл в полк, узнал что основной костяк отдельной аэ. составят летчики моей 2аэ.молодые лейтенанты, я был в шоке от этого, летчики 3кл., маленький налет на данном типе самолета, практически не летали на стрельбу и бомбометание, а их отправляют на ВОЙНУ

....Я, конечно , позвонил своему начальнику генералу Романюку и доложил об этом. На что мне было резко сказано. Да, давай отправим боевых летчиков защищать чужой народ, а кто будет здесь прикрывать нашу страну, плохо вы тов. полковник понимаете политику нашей страны. А вот вы лучше подготовьте свой летный состав, чтобы их там не перебили в первых вылетах, есть программа подготовки, вот и организуйте подготовку летчиков, у вас 5 месяцев.

Да, ситуация прямо скажем, не простая. Командиром 263 отдельной развед. аэ. определили командира 2аэ. 101 орап п.п-ка Лучкина Александра Ильича, грамотного руководителя, высокопрофессионального летчика, очень спокойного и уверенного человека. Основные экипажи — это 14 летчиков со 2 аэ и 4 летчика с 1 аэ. изъявили желание. Профессиональный состав 1кл.- 8 ,2кл.-3, 3кл.-7.

Летчиков начали готовить по специальной программе, которая предусматривала подготовку к боевым действиям в горной местности, используя авиационные полигоны, руководители полка и опытные инструктора из Липецкого Центра боевого применения и переучивания ВВС. Программа включала подготовку летчиков к ведению воздушной разведки и боевому применению вооружения, полетам в боевых порядках пары, звена, заходу на посадку с различных глиссад планирования в особых условиях в условиях войны. Это были не плановые полеты по КБП-РА, а полеты практические, как выполнить поставленную командованием задачу, сохранить мат.часть, и самое главное остаться в живых, если придется покинуть самолет.

Параллельно с подготовкой летного состава готовился и технический состав аэ,, наземная служба спасения, готовили все наземное оборудование. Поисково-десантная служба полка отрабатывала поиск и спасение летчиков при вынужденном покидании самолета. Пошла планомерная работа всех служб полка к предстоящей командировке в Афганистан. Закрутилось все основательно, не шуточно, на высоком уровне, цена плохой подготовки своя жизнь. Это не наша война, но надо так сделать и подготовиться, чтобы не было стыдно за свою работу, за свои дела. Я с летчиками начал выполнять полеты на поиск караванов и живой силы в горах. Для этого даже сделали макеты животных, караванов и установили, как полигоны. Летали на предельно-малых высотах, чтобы приучить себя на скорости 800-900 к.ч. определять передвижение караванов, выполнять противоракетные маневры, атаки и бомбометание, в общем учились воевать по-настоящему и настоящим образом. Я, как инспектор БП ВА предполагал и свое участие с отдельной развед.аэ.в Афганистане, был на это настроен и считал что мне разрешат тоже полететь в командировку. Но человек предполагает, бог располагает, а начальству виднее, где тебя использовать.

ТуркВО , Туркмения, учения БСР (беспилотный самолет разведчик ).

Я курировал разведку, отдельные летные авиаполки и у меня еще были войсковые части - беспилотные разведчики (БСР.) Так вот в это же время Главный штаб ВВС в Москве спланировал большие масштабные учения в Туркмении,в Марах, это были ответственные учения всех частей БСР со всего Союза. Мне поставили задачу возглавить и руководить нашими, забайкальскими частями БСР. Я был опять в шоке, как в авиации стой там иди сюда, для меня, как для летчика, конечно, важнее подготовка летчиков к боевым действиям в Афганистане, я пытался это доказать нашему начальству, но равняйсь, смирно - езжай и организуй отправку БСР и личного состава ж.д. эшелоном.

Целый месяц шла подготовка к отправке частей БСР, эшелон был большой-это и сами аппараты БСР, спец аппаратура, радиолокационные станции, спецавтомобили, сопровождающий личный состав частей обеспечения. Немного о БСР-на вид цельнометаллический, небольшой самолет длиной около 6м с реактивным двигателем, взлетает из пусковой установки как ракета, набирает высоту 500-600ми на скорости 800-900к.ч. выполняет заранее запрограммированный полет на фото или спецразведку, разведоборудование как на боевом самолете разведчике. Большой минус -это время работы, всего 15-20 минут., работает в прифронтовой полосе. Самоликвидатора у него нет, поэтому на учениях его сопровождал боевой самолет на случай отказа управления и полета не по заданному маршруту, БСР уничтожался пуском боевой ракеты, но это скорее исключение, таких случаев при мне не было. После выполнения задания БСР возвращался на исходную точку и выполнял посадку на парашюте с приземлением на три специальные подставки, с него снималась фотопленка, а аппарат готовился к новому пуску. Использовался один БСР до 6-8 пусков, если все происходило штатно. Ну, в общем, учения беспилотчиков прошли успешно, соревнования шли целый месяц, мы заняли призовое место, личный состав частей БСР был высокопрофессиональный, мог выполнять все задачи своего предназначения. Я прибыл в Читу в середине мая, а моя развед.эскадрилья с Борзи убыла в Афганистан 14 апреля 1986г, Ил-76 взял курс на Узбекистан ,16 апреля эскадрилья была уже на новом месте дислокации-аэродром Баграм ДРА и в мае у них начались боевые действия. С руководством аэ. я поддерживал связь через почту, письмами, телефонной связи не было. С меня генерал Романюк постоянно спрашивал " ты следишь, как работают твои разведчики в ДРА." Далее я приведу выдержки из рассказа одного из моих лейтенантов, с его разрешения, он называется Афганистан, рассказ второй,Андрей Смолин.

Наша 263 эскадрилья летала на самолетах Су-17м3р.Основная задача ,которую нам приходилось выполнять заключалась в ведении воздушной разведки передвижения войск и техники, скопления живой силы и вооружения, вскрытия военных баз, складов, засад, наблюдение за караванами и тропами передвижения, доразведки целей перед и после нанесения ударов, уничтожение наземных целей самостоятельным поиском-"охота"(составом пары, звена),а также, совместно со штурмавиками Су-25 вести разведывательно-ударные действия(РУД).

Вот пример одной из операций проведенной группой разведчиков в районе Майданшикра. Были отслежены пути перемещения автотранспорта моджахедов. Духи перемещались, в основном, в ночное время используя светомаскировку, либо днем, когда погода не позволяла нам выполнять свои задачи. Группы духов перемещались малыми группами, выдерживая между собой интервал. На всем пути следования у них была четко отлажена система наблюдения за авиацией и оповещения о направлении полетов самолетов по радиосвязи. Завершающим этапом этой операции был удар группы "Стрижей" (Су-17м3) и "Грачей"(Су-25). Результат-уничтожение около 60 ед. автотранспорта с боеприпасами, горюче-смазочными материалами, продовольствием и живой силы. Когда наши экипажи разведчиков обнаружили скопление автотехники в "зеленке" ущелья Майдана, в воздух поднялись ударная группа из двух звеньев Су-25 и пара Су-17,"стрижи" вышли на цель первыми, обозначили цели и встали в круг над "Грачами", корректируя удар, выявляя новые огневые точки, оповещали экипажи "Грачей" об отстреле и пуске ПЗРК. После отработки удара разведчики выполнили фотоконтроль удара всей группы. Задание выполнили, все экипажи вернулись на свой аэродром без потерь.

Маневренные возможности самолета Су-17м3р, мощный двигатель, установка блоков отстрела тепловых ловушек АСО-24 позволяли летчикам выполнять эффективные противозенитные маневры и уходить от ПЗР типа"Блоупайп","Мистраль","Джавелин","Стрела-3". Однако с началом массового применения ПЗРК типа "Стингер" в 1986г (год борьбы с авиацией) резко возросло количество поражений самолетов и вертолетов (до 90% всех потерь в этом году).

Так при проведении очередной операции в районе Хоста, осенью 1986г, пара Су-17м3р при выполнении воздушной разведки объектов маджахеров в насыщенной средствами ПВО зоне, вышла в район на предельно- малой высоте. У ведущего майора Суровцева А.И. на самолете имелось ККР -1.2, два блока УБ-32, две пушки НР-30. У ведомого ст.лейтенанта Смолина А.Л. 4 блока УБ-32, две пушки НР-30. При выходе на боевой курс для работы - высота 50-100м, скорость 900-1000 к.ч., ведомый от ведущего дистанция 600-700м выполняет пространственный маневр и ведет наблюдение за обстрелом с земли, прикрывает ведущего. Ведущий отработал, дает команду выход влево, отстрел АСО. Ведомый выполняет выход и наблюдает атаку ДШК. Далее рассказывает ведомый ст.л-т Смолин. На выходе из разворота чувствую сильный удар в хвостовой части, и машина становиться неуправляемой. С левым креном самолет перешел на снижение. У меня мелькнула мысль "ни черта себе, приехали". По перископу увидал в хвостовой части самолета выбросы пламени. Успел крикнуть "катапультируюсь", в доли секунды двумя руками резко потянул ручки-держки катапульты.

....С этого мгновения время остановилось. Казалось, прошла вечность, пока рывок купола парашюта вернул к реальному восприятию времени. Только начал осознанно оценивать окружающую обстановку, тут же ударился о склон горы, сначала ногами, затем и всем корпусом. Прокатившись несколько десятков метров по склону, не пропуская камни и валуны, наконец остановился. Купол парашюта зацепившись за камни, остался позади. После всего происшедшего поймал себя на мысли, что тишина и на ее фоне слышно многоголосное эхо стрельбы, рядом повизгивали пули.

Теперь нужно было укрыться за валун, подтянуть на фале НАЗ (носимый аварийный запас), ведь там автомат и рация. В это время ведущий передал координаты приземления экипажу вертолета ПСС Ми-8, а сам постоянно выполнял атаки на духов, отвлекая огонь на себя, но огневой мощи было маловато, чтобы уничтожить огневые точки и прикрыть сбитого летчика, а затем еще и прикрывать пару вертолетов Ми-8. У меня время тянулось преступно медленно, невольно стал закрадываться страх. Достал оружие и рацию. Через некоторое время услышал звук летящего вертолета, а затем и увидал его в нескольких сотах метров ниже по склону, их было два .Обозначил себя сигнальным патроном, уже возликовал, как вдруг один из вертолетов резко отошел в сторону, было попадание.

Но второй вертолет заметил мой сигнал начал подсаживаться и в это время духи начали лупить и по нему. Я с автоматом побежал к вертолету, дистанция в 300м была взята как стометровка. Люк вертолета был открыт, еще несколько прыжков и , подхваченный крепкими руками ребят с поисковой группы , я оказался на борту вертолета. Закрытый со всех сторон спасателями, летчик еще не осознает, что все худшее позади. Вертолет с резким развототом уходит от опасного места. Тут же, по старой авиационной традиции, вручили флягу с огненной водой, пару глотков и смертельно захотелось спать. Обе вертушки вернулись на базу. Как потом выяснилось, летчик был на земле, после катапультирования, не более 10-15 минут. Не боясь показаться пафостным, от всего сердца сказал: "Спасибо вам ребята за жизнь, слава боевым вертолетчикам ". Спасибо ребятам из экипажей Ми-8 из Газни. Они всегда уходили с нами в район задания и были рядом. Кроме этого, приходилось еще спасать четверых сбитых летчиков. За год нашего пребывания на войне из пяти сбитых летчиков спасли всех, потерь не было.

Спасибо трудяге Су-17м3р, когда он только мог всегда, даже подбитый, раненый, долетал домой, несмотря ни на какие повреждения. Так, наш командир эскадрильи подполковник Лучкин А.И. привел свой весь израненный Су-17м3р с отбитым наполовину стабилизатором и произвел посадку на своем аэродроме в Баграме. У командира звена капитана Смаги Ю. при нанесении удара в районе Баграмской "зеленки"(Черная гора) самолет был подбит и загорелся. Катапультироваться здесь-верная смерть, плотность огня такая, что "вертушкам" подойти даже не дадут. Поэтому, вопреки всем инструкциям, к-н Смага повел свою машину в сопровождении ведомого на свой аэродром. Самолет не подвел, тушили его уже после посадки на земле, а сколько раз привозили пробоины во всех немыслимых местах в самолете, привозили такие "букеты", что летчику только и оставалось потом поклониться и поцеловать своего трудягу.

Вот из таких эпизодов и оставил след боевыми вылетами год войны в Афганистане . За это время было сделано более 5000 боевых вылетов . 4 мая 1987 г прибыла замена с Вазиани, для моих лейтенантов война закончилась, все молодые лейтенанты, но не зеленые, а настоящие боевые летчики вернулись живыми домой с боевыми наградами , потом закончили академии, успешно служили, достигли высоких положений и званий , сейчас уже военные пенсионеры, деды, пишут мемуары ,как Андрей Смолин, но этого не забыть ни им, ни мне, уже старому полковнику и можно сказать что

ЖИЗНЬ ПРОЖИТА НЕ ЗРЯ!!!

Они уходят без возврата Неповторимые года А мы ведь думали когда то Что будем молоды всегда .....

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13

Другие Авиационные рассказы:

Авиация | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

ВМФ рассказы:

ВМФ | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Юмор на канале:

Юмор | Литературный салон "Авиатор" | Дзен

Другие рассказы автора на канале:

Михаил Жуков | Литературный салон "Авиатор" | Дзен