Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/70. "Декабрист" больше не вернется

В ходе боевой службы подводные лодки могут попасть в различные ситуации, как достаточно необычные, так и смертельно опасные, причем в некоторых случаях, когда это связано с трагедиями причины этих ситуаций часто остаются неизвестными. Мы уже неоднократно рассматривали несколько случаев, которые были связаны с подводными лодками типа "Декабрист", большинство из них не были связаны с гибелью людей, но видимо на какой то момент весь лимит везения эти подводные лодки исчерпали.

Как уже отмечалось сложности и проблемы, с которыми столкнулись первые подводные лодки советской постройки серии I (тип "Д", "Декабрист") были преодолены, но оставались и другие факторы.

13 ноября 1940 года в 8:55 из Полярного в полигон № 6 Мотовском заливе вышла подводная лодка 1-го дивизиона бригады подводных лодок Северного флота Д-1 (1 серии) - головной "Декабрист". Командовал кораблём капитан-лейтенанта Ф. М Ельтищев. Целью выхода была подготовка к сдаче зачёта по задаче №2 (Д-подныривание), на борту лодки находилось 55 человек экипажа.

В 13:26 с лодки была подана радиограмма о начале по­гружения, и в 13:30 «Д-1» погрузилась под перископ по пе­ленгу 335° от мыса Выев-Наволок и начала движение кур­сом W-270° посередине Мотовского залива. Движение лодки наблюдали с берегового поста наблюдения СНиС СФ № 111 на мысе Шарапов и из расположения артиллерийс­кой батареи на мысе Выев-Наволок, где находился 104-й пушечно-артиллерийский полк и пост наблюдения СНиС № 113.

По плану, после выполнения задачи, «Д-1» должна была прибыть в губу Эйна для встречи с плавбазой «Умба». На 14 ноября намечался их совместный выход. «Умба» выш­ла из Полярного в 14:00 после получения от «Д-1» радио­граммы о начале погружения и прибыла в Эйна-губу к 19:00, но подводной лодки здесь не было. На «Умбе» находился начальник бригады подводных лодок СФ капитан 2 ранга Д.А.Павлуцкий, который сделал запрос в штаб бригады в Полярном.

Как оказалось, о подводной лодке нет сведений со времени ее погру­жения в 13:30. В 18:00 начальник штаба бригады капитан 2 ранга Августинович по радио потребовал «Д-1» указать свое место, но ответа не последовало. Запросы повторяли до конца дня, но безрезультатно. По приказу начштаба флота контр-адмирала С. Г. Кучерова все находившиеся в районе полигона корабли и посты СНиС должны были постоянно вызывать пропавшую лодку. Для поисков суб­марины в полигон №6 вышла плавбаза «Умба». После полуночи к ней присоединились два морских охотника типа «МО-4» № 17 и № 18, а также СКР «Туман». Затем в 2:30 в Мотовский залив, в район плавания лодки Ельтищева, вышел эсминец «Стремительный», с командующим Северным флотом адмиралом А.Г.Головко, ПЛ «Щ-402», а позже так же подводная лодка «Д-3».

Члены правительственной делегации И. В. Сталин, С. М. Киров, К. Е. Ворошилов на ПЛ Д-1. Июль 1933 г. Из фондов Военно-морского музея КСФ
Члены правительственной делегации И. В. Сталин, С. М. Киров, К. Е. Ворошилов на ПЛ Д-1. Июль 1933 г. Из фондов Военно-морского музея КСФ

Всю ночь в заливе, освещаемом корабельными прожекторами, велись активные поиски. Подводные лодки прослушивали море шумопеленгаторами. В 10:00 14 ноября у м.Шарапов были обнаружены большое масляное пятно, различные деревянные обломки, спасательный круг куски изоляционной пробки. Глубины в этом месте достигали 216 метров. В 10:30 к поискам подключили два гидроса­молета МБР-2 для осмотра воды и побережья.

Днем 14 но­ября, в районе обнаружения масляного пятна, к тралению приступили ТЩ № 890 и ТЩ № 891. К вечеру их стало уже шесть, подошли «РТ-69», «РТ-80», ТЩ «Торос» и «Штиль». СКР «Туман» проводил обследование дна с помощью металлоискателя. Из воды подняли новые находки. Половину ещё одного спасательного круга, индивидуальный пакет первой медицинской помощи, доски и брус из аварийного имущества, окрашенные характерной для лодок краской. По мнению экспертов, все они принадлежали подводной лодке. Причем, некоторые были, несомненно, из V отсека ПЛ типа «Д».

По одной из версий, все найденные предметы и признаки подтверждают то, что подводная лодка Д-1 "Декабрист" была ошибочно атакована британской подводной лодкой. Данная версия, лично мне, кажется маловероятной. Так как ни один из постов СНиС и НП не зафиксировал взрыва, который мог бы быть идентифицирован как взрыв торпеды? Что касается "подводного тарана", то при всем уважении к британскому подплаву - таранить вражескую подводную лодку в территориальных водах нейтрального государства, причем в районе с большими глубинами - идиотизм.
Капитан-лейтенант Ф.М.Ельтищев
Капитан-лейтенант Ф.М.Ельтищев

8 ноября появилась призрачная надежда, что «Декаб­рист» найден. В этот день в южной части полигона № 6 в 2:00 был оборван придонный трос у одного из участвую­щих в поиске тральщиков, а приборы металлоискатели в этом месте (69° 29,1` с.ш.; 32° 54,7' в.д.) отметили наличие большой массы металла. Другой металлический объект был обнаружен в тот же день рядом с этим местом (69° 29` с.ш.; 33° 3,8' в.д.). Оба они находятся в 3-3,5 км (18-20 кабель­товых) от мыса Выев-Наволок. Но ни в 1940 году, ни до сих пор обследование этих объектов не производилось. Поиски пропавшей лодки продолжались до 26 ноября. К сожалению, ПЛ «Д-1» так и не была найдена, а значит и обследована. Поэтому можно только гадать, что произош­ло на её борту.

Командование ВМФ в определённой степени склонялось к одной версии гибели «Декабриста» — внезапная потеря плавучести, произошедшая вследствие нарушения герметичности одной из цистерн. Нарком ВМФ Кузнецов объяснял эту версию некоторой растерянностью личного состава - запоздалое принятие мер к удержанию лодки от падения. В докладе в ЦК ВКП(б) по поводу гибели Д-1 он отметил: «…лодка, проскочив предельную глубину прочности корпуса (100-120 м), потеряла герметичность и ударилась с большой силой о грунт, что сопровождалось затем большим внутренним взрывом».

В тот период рассматривались и версии о подрыве на дрейфующей мине, но она была также маловероятной: взрыв мины был бы зафиксирован постами СНиС на м.Шарапов и Выев-Наволок, а также кораблями действующими в том районе (ЭМ «Гремящий», «Стремительный»).

Позже Командующий Северным флотом А. Г. Головко напишет: «Последствиями трагического случая с «Д-1» было сле­дующее: мне, как командующему флотом, объявили стро­гий выговор, командира бригады Павлуцкого, который пла­нировал выход лодки на учение, сняли с должности. В ка­честве меры для не повторения подобных случаев было предписано (итог деятельности комиссии): «Подводным лодкам на глубинах моря больше рабочей глубины лодки не погружаться». Такое решение, по сути, вело к прекра­щению подводной подготовки, ибо глубины в Баренцевом море везде значительно превышают рабочую глубину лю­бой лодки, а Белое море с его подходящими глубинами к то­му времени уже замерзло. Мои неоднократные просьбы пересмотреть и отменить это решение успеха не имели. В ответ предлагалось под­водным лодкам погружаться в устье реки Колы - большую нелепость трудно себе представить».

Надо сказать, то после гибели Д-1 выяснилось несколько "интересных" моментов, которые характеризовали в целом организацию службы в бригаде ПЛ Северного флота. Оказывается, еще 12 июня на Д-1 произошло самопроизвольное заполнение ЦБП, и командир лодки Ф.М. Ельтищев зафиксировал этот случай в "Журнале боевой подготовки". Но командование бригады, как, впрочем, и флота, проигнорировало этот случай и не сделало никаких выводов. Кроме того перед постановкой ПЛ в ремонт Ф.М. Ельтищев специально попросил обратить особое внимание на притирку кингстонов ЦБП. Но после ремонта подводную лодоку Д-1 принимал другой командир (Д-3), поэтому об этой просьбе Ф.М. Ельтищева не вспомнили, и приёмка прошла достаточно поверхностно. Когда же Ф.М. Ельтищев снова вступил в командование, ему не было дано времени на то, "чтобы он мог самостоятельно проверить свою лодку после ремонта". К тому же на Д-1, как выяснилось в ходе расследования, "была не совсем в поряд­ке" тумба управления горизонтальными рулями!

Подводная лодка типа "Д"
Подводная лодка типа "Д"

По мнению Н.Г. Кузнецова, вина за гибель ПЛ лежала целиком и полностью на командовании бригады ПЛ. Нарком был уверен, что данного случая можно было избежать, "если бы как следует работал командир бригады, если бы как следует работал командир в штабе, который возглавляет 2-й отдел подводного плавания". Так что не удивительно, что Головко и его НШ были наказаны.

Весной 1990 года была предпринята попытка организо­вать поисковую экспедицию Северного флота, с целью най­ти погибшую в ноябре 1940 года подводную лодку «Д-1». Но она по техническим причинам не состоялась. Новая экспедиция планировалась на осень 2000 года. Но из-за гибели АПЛ СФ «К-141» «Курск» в Баренцевом море, она также не проводилась.

В феврале 2002 года Мурманское региональное отделе­ние Общероссийского движения поддержки флота, при поддержке командования Северного флота, Мурманской городской администрации, Мурманского областного теле­видения и Полярного научно-исследовательского институ­та рыбного хозяйства и океанографии имени Н. М. Книповича начало проведение подготовительной и организаци­онной работы по поиску ПЛ «Д-1» «Декабрист». Была на­дежда, что эта работа будет доведена до конца. По состоянию на 2013 года подводная лодка считалась пропавшей без вести.

Летом 2018 года (в июле?) в российских СМИ было объявлено, что в Мотовском заливе на глубине 250 м найдена подводная лодка Д-1. 19 июля на борту многофункционального судна тылового обеспечения «Эльбрус» при участии Командующего СФ адмирала Николая Евменова в месте гибели ПЛ были проведены траурные мероприятия. Специалистами КСФ с помощью необитаемого телеуправляемого аппарата «Пантера Плюс» на корпусе ПЛ была установлена мемориальная доска с названием лодки. В непосредственной близости от корпуса ПЛ на дне также был установлен православный крест. Несмотря на то, что с помощью глубоководных телеуправляемых необитаемых аппаратов «Пантера Плюс» был проведена фото и видео съемка корпуса ПЛ, кадры широкой общественности представлены не были.

Многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус»
Многофункциональное судно тылового обеспечения «Эльбрус»

Казалось бы, при таком объеме подводных работ вопрос о причинах гибели субмарины должен быть закрыт, однако о результатах обследования ПЛ, ее положении на дне и предполагаемых причинах гибели Д-1 ничего не сообщалось. Почему? Вопрос риторический, но что такого нашли под водой, что об этом решили не говорить??

Источники: Подводные лодки в русском и советском флоте/Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г.- 384 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/ С.А.Лисин.- СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Международный опыт в отечественном подводном кораблестроении (1900-1950)/ В.Н.Половинкин, Б.А.Барбанель, С.В.Федулов, А.Б.Фомичев - СПб.: Крыловский государственный научный центр, 2019. - 368 с.; Головко, А. Вместе с флотом /А.Головко. - М.: Воениздат, 1997. - 286 с.; материалы сети Интернет.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней", )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - т.к. он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента.