Найти тему

Советская фантастика в музыке

A1-Огонь
A2-Созвездие ушедших времен
A3-Полигон
A4-Родные берега
A5-Колыбельная
A6-Воспоминания
A7-Город
B1-Поход
B2-Сон
B3-Жаркое лето
B4-Медитация
B5-Охота
B6-Крыша мира

Артемьев, Эдуард Николаевич

Советский и российский композитор. Народный артист России

Родился в Новосибирске в московской семье, которая была здесь проездом. Отец Эдуарда работал в разных городах страны. Поэтому в семь лет мальчик был отправлен в столицу к своему дяде, хоровому дирижеру, профессору Московской консерватории Николаю Демьянову.

Первая любовь к музыке стала проявляться у будущего композитора еще в детстве, когда он слушал в исполнении его дяди поздние опусы Александра Скрябина. Благодаря богатой музыкальной библиотеке Эдуард Артемьев с юных лет развивался на произведениях Стравинского, Дебюсси, Доницетти, Пуччини, Беллини.

Сочинять музыку юноша начал в стенах Московского хорового училища, где он обучался под руководством Мераба Парцхаладзе, организовавшего факультативный курс композиции. В 1955 году он стал выпускником этого училища, которое сейчас носит название "Академия хорового искусства имени В. С. Попова".

А спустя пять лет Артемьев окончил теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского (класс Юрия Шапорина и Николая Сидельникова).

Электронная музыка

Переломным моментом в судьбе музыканта стала встреча в 1960 году с инженером Евгением Мурзиным, работавшим в области звукосинтеза. Созданный Мурзиным уникальный фотоэлектронный синтезатор АНС (названный так в честь Александра Николаевича Скрябина) привлек группу молодых композиторов, и в отечественном музыкальном искусстве родилось новое направление – электронная музыка.

В 1961-1963 годах Эдуард Артемьев трудился в научно-исследовательском институте в лаборатории исследования звука под руководством Мурзина, где активно пропагандировал электронную музыку, выступал в печати. Он погрузился в эксперименты, увлекся изучением истории и теории, написав "Заметки об электронной музыке".

В 1966 году был сотрудником первой в стране студии по созданию электронной музыки и представил миру свое произведение под названием "Мозаика", которое по достоинству оценили на различных музыкальных фестивалях Европы.

Сочинения Артемьева 1960-х – начала 1970-х годов принадлежали к эстетике авангарда. В это время им были написаны произведения крупных форм: оратория на стихи Александра Твардовского "Я убит подо Ржевом", симфоническая сюита "Хороводы", сюита для женского хора и оркестра "Лубки", кантата "Вольные песни", одночастный концерт для альта, музыка к пантомиме "За мертвыми душами".

В его ранних электронных композициях, написанных в период изучения АНСа, главным образом демонстрируются возможности инструмента. Это пьесы: "В космосе", "Звездный ноктюрн", "Этюд".

"Возможность проникновения в микрокосмос тембра, поиска в области создания контролируемых пространств" Артемьев осуществил в композиции "12 взглядов на мир звука: Вариации на один тембр". По уникальности технического замысла она отнесена к серьезным вехам мировой электронной музыки.

В 1970-1980-е годы Эдуард Артемьев написал симфонию "Семь врат в мир Сатори" для скрипки, рок-группы и электронной фонограммы; рок-композицию "Мираж"; поэму для рок-ансамбля "Человек у огня"; кантату "Ритуал" ("Ода доброму вестнику") на стихи Пьера де Кубертена для нескольких хоров, синтезаторов, рок-группы и симфонического оркестра, посвященную открытию Олимпийских игр в Москве; вокально-инструментальный цикл "Тепло земли"; три поэмы для сопрано и синтезатора  – "Белый голубь", "Видение" и "Лето"; симфонию "Пилигримы".

Его сочинения звучали в Англии, Австралии, Аргентине, Бразилии, Венгрии, Германии, Италии, Канаде, США, Финляндии, Франции и Японии.

А композиция Артемьева "Три взгляда на революцию", написанная к 200-летию Французской революции, стала настоящим открытием на Фестивале электронной музыки в Бурже в 1989 году.

Кроме того, талантливый композитор создал электронно-музыкальный дизайн для выставочных павильонов "Электроника" в Москве и "Советская космическая техника" в Лондоне, которые были отмечены медалями.

"Его музыка могущественная, выполненная с выдающимся совершенством, - писала газета "Diario de Lisboa" об Артемьеве. - Это произведение типично русского композитора, воспитанного в традициях Мусоргского, Стравинского, Шостаковича... Это музыка большой эпической силы и экспрессии".

В 1990 году российская компания "Электрошок Рекордз" выпустила пластинку с произведениями композиторов, работавших в московской электронной студии на АНСе. Она названа "Музыкальные приношения" и посвящена памяти Евгения Мурзина (в нее, в том числе, вошли "Мозаика" и "12 взглядов на мир звука" Артемьева).