Найти в Дзене
5 Колесо

С кого скопировали «Москвич-2141» и была ли это копия?

При создании первой переднеприводной модели АЗЛК тщательно изучили французскую Simca 1307 и немецкий Audi 100. Но, как не странно, «Москвич» — это ни то, и ни другое...

Совсем новый, революционный для завода «Москвич» автомобиль, создавали фактически десятилетие. Посла первых прототипов начала 1970‑х — образцов серии С, решено было делать все-таки переднеприводный автомобиль, причем заметно просторней серийного «Москвича-2140».

Переднеприводный с подвеской McPherson «Москвич-2141» стал революцией и для АЗЛК, и для СССР.
Переднеприводный с подвеской McPherson «Москвич-2141» стал революцией и для АЗЛК, и для СССР.

ЭВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ

Руководству автопрома очень нравились передовые новинки 1976 года: французская Simca 1307 и немецкий Audi 100. Именно эти машины и были предложены в качестве образцов конструкторам и дизайнерам АЗЛК. Но они, естественно, старались сделать свой — самобытный автомобиль, заимствуя все лучшее (и возможное, исходя из потенций завода) и привнося в дизайн и конструкцию свое виденье.

В отличие от «Москвича», Simca 1307 имела поперечный двигатель и иную переднюю подвеску.
В отличие от «Москвича», Simca 1307 имела поперечный двигатель и иную переднюю подвеску.

Первый прототип «Москвича-2141» в конце 1970‑х, действительно, построили на основе хэтчбека Simca 1307. Именно поэтому заводские острословы прозвали этот образец «Максимка». Но чем дальше шла работа, тем дальше «Москвич» уходил от французского автомобиля.

ШАССИ

Конструкция Simca 1307 была оригинальной, но во многом компромиссной. Двигатель стоял поперечно. Но переднюю подвеску сделали на поперечных рычагах с разнесенными пружинами и амортизаторами. Сзади у французского хэтчбека пружины и амортизаторы тоже стояли раздельно.

Одноклассник советского хэтчбека — Simca 1307 1976 года.
Одноклассник советского хэтчбека — Simca 1307 1976 года.

Задняя подвеска у «Москвича» такая же, как у французской машины правда с иной геометрией и формой рычагов. А вот передняя часть платформы советского автомобиля вызывает логичные ассоциации вовсе не с Simca, а с немецким автомобилем.

У Audi 100 силовой агрегат стоял продольно. Передняя подвеска — McPherson, с объединенными в единые стойки пружинами и амортизаторами. Такая же схема — у «Москвича-2141». Эта конструкция в конце 1970‑х была более рациональная и передовая, нежели французская. Сзади у Audi тоже амортизаторные стойки. В отличие от 41‑го.

Аналог 41‑го — Audi 100 с продольным двигателем и подвеской McPherson. Но у Audi сзади амортизаторные стойки.
Аналог 41‑го — Audi 100 с продольным двигателем и подвеской McPherson. Но у Audi сзади амортизаторные стойки.

ДВИГАТЕЛЬ

Перспективный двигатель для «Москвича-2141» не имел отношения к современным ему импортным моторам. Планировали моторы «Москвич-21414» с чугунным блоком цилиндров и алюминиевой головкой. Этот агрегат лишь по геометрии (82х85 мм) напоминал одну из модификаций двигателя «Москвич-412». Бензиновый мотор «Москвич-21414» рабочим объемом 1,8 л развивал 95 л. с. при 5200–5800 об/мин. По меркам 1980‑х — вполне достойный показатель.

Дизайн «Москвича-2141» в 1980‑х выглядел вполне гармонично.
Дизайн «Москвича-2141» в 1980‑х выглядел вполне гармонично.

На базе этого бензинового агрегата готовили и дизель. Идея делать дизельный мотор из бензинового (так называемая конверсия) — спорная, но в то время этим увлекались многие фирмы. Дизель объема 1,9 л при 3900‑4500 об/мин развивал около 65 л. с. Запланировали и вариант с турбонаддувом мощностью 82‑85 л. с.

Но к началу выпуска «Москвича-2141» в 1986 году новый двигатель до ума и тем более до производства не довели. Вариант с уфимским мотором УЗАМ-331 объемом 1,5 л и 1,6‑литровый ВАЗ-2106 считали временным. Принципиально нового отечественного мотора «Москвич-2141» в итоге так и не получил.

«Москвич-2141» — первый серийный хэтчбек в истории АЗЛК.
«Москвич-2141» — первый серийный хэтчбек в истории АЗЛК.

КУЗОВ И САЛОН

Конечно, кузов Simca 1307, действительно, послужил отправной точкой при создании «Москвича-2141». Точным копированием никто не занимался, да и не планировал этого. Но габариты: базу — 2580 мм, размеры кузова и салона закладывали сообразно французской машине.

Но на долгом пути от первого опытного образца — «Максимки» к серийному автомобилю дизайн машины разительно изменился и уже не напоминал французский образец. Как, в общем-то, и немецкий хэтчбек Audi 100 Avant. Конечно, линией остекления и задней частью 41‑й, все же, немного напоминает французскую машину. Но «Москвич» — не копия, а скорее — некий собирательный образ просторного хэтчбека начала 1980‑х — скоромного, без стилистических откровений, но гармоничного. Советский автомобиль похож на своих зарубежных одноклассников примерно настолько, насколько они друг на друга.

Audi 100 Avant — еще одни прямой аналог «Москвича».
Audi 100 Avant — еще одни прямой аналог «Москвича».

Салон эволюционировал в том же направлении. Первый опытный вариант интерьера очень напоминал по стилистике авангардную в этом смысле французскую Simca. Но серийный «Москвич» стал уже совсем иным — пусть и скромнее, но, опять же, вполне гармоничным.

Некоторые линии кузова Simca навевают ассоциации с нашим «Москвичом».
Некоторые линии кузова Simca навевают ассоциации с нашим «Москвичом».

МОСКОВСКИЙ ХИТ

На создание «Москвича-2141» ушло десятилетие. За это время московские конструкторы и дизайнеры многому научились, ушли от французского и немецкого аналогов второй половины 1970‑х, и в итоге сделали достаточно самобытный и конструктивно очень неплохой автомобиль.

Интерьер 41‑го — без откровений, но для 1980‑х — приличный.
Интерьер 41‑го — без откровений, но для 1980‑х — приличный.

Конечно, во второй половине 1980‑х, в сравнении с зарубежными одноклассниками, «Москвич» отнюдь не был ни техническим, ни стилистическим откровением, но для завода и для нашей страны, несомненно, был прорывом.

Стилистика салона Simca 1307 для второй половины 1970‑х была прорывом.
Стилистика салона Simca 1307 для второй половины 1970‑х была прорывом.

Другое дело, что автомобиль так и не дождался подходящего двигателя, а качество серийных машин и без того не высокое, постоянно падало. Попытка оснащать автомобиль импортным французским мотором была коммерчески провальной, а делать из 41‑го представительские автомобили еще более грустной и смешной. В итоге, и «Москвич» и сам завод плохо кончили. Но это совсем другая история…

Авто
5,66 млн интересуются