Найти в Дзене
Культура Урала

Камнерезное искусство Урала: от становления до наших дней

Оглавление

За три века, начиная с XVIII, на Урале сложилась целая школа камнерезного искусства. Когда-то наши мастера поставляли каменные произведения в императорские дворцы, декор и предметы интерьера из уральского малахита и яшмы при должном внимании можно обнаружить в мировых музеях и соборах.

Может показаться, что уральское камнерезное искусство – это дела давно минувших дней. Тем удивительнее, что и сегодня в Екатеринбурге и Свердловской области работают резчики по камню. Разумеется, это искусство было и остается во многом традиционным: мастера опираются на наработки своих предшественников, хорошо знают традицию и проверенные временем приемы, хотя иногда и используют более совершенные инструменты. Выставки камнерезного искусства зрители посещают очень охотно, и мастера прошлого впечатляют точно так же, как и современники.

-2

Красота вне времени и пространства

Камнерезное искусство – это очень по-уральски. Весь цикл, от поиска самоцветов в горах и пещерах до кропотливой и тщательной обработки каждого минерала, связан с характером, землей, историей и менталитетом региона. Сказалась близость к материалу: Каменный пояс, Самоцветный край – все это об Уральских горах. Урал стал первым центром камнерезного искусства России, но и в мире схожих феноменов не так много.

Подлинное мастерство камнереза состоит не только в отточенных навыках резьбы, но и в особой интуиции к камню, умению почувствовать и раскрыть его особенности и красоту.

-3

Как все начиналось

Камнерезное искусство появилось на Урале практически одновременно с первым освоением здешних недр. Уже в 1720-е годы, когда на карте только-только наметились первые заводы, здесь работали камнерезы-самоучки. Ведь в это же время застраивался Санкт-Петербург, и интерьеры требовали декора, соразмерного масштабам самого города. Указом императора Петра I к мастерам приглашали европейских учителей, а месторождения разрабатывались не только во имя новых заводов, но и для поиска самоцветов.

В 1751 году в полную силу заработала Екатеринбургская гранильная фабрика, собравшая лучших мастеров из окрестных селений. За считанные десятилетия они освоили множество жанров и способов обработки камня. Самое большое внимание – тем материалам, которые добывали неподалеку: яшма, агат, родонит, топаз, кварц и, конечно, малахит. В итоге обработка твердых пород и мозаичный набор поделочного камня стали своеобразной специализацией екатеринбуржских мастеров. Иногда уральские недра одаривали особо талантливых рудознатцев ценными камнями – топазами, аметистами, горным хрусталем, дымчатым кварцем. Камнерезы научились огранять их, чтобы показать чистую красоту этих находок.

-4

В XIX веке в Екатеринбурге и окрестностях камнерезное дело полностью оформилось: Екатеринбургская гранильная фабрика, к тому времени под патронатом Академии художеств, была его центром, а сеть создавали многочисленные частные мастерские, минералогические конторы и салоны. Помимо Екатеринбурга, мастера работали в Березовском, Нижне-Исетске, Верхне-Исетске, Уктусе, Полевском и Мраморском. Из добытых на Урале камней создавали огромные парадные вазы и чаши, колонны и скульптуры, мозаики и декоративные элементы для дворцов и храмов. Форма стала по-настоящему сложной, что потребовало и более сложных инструментов. Созданные уральцами произведения из уральских камней украшают Смольный, Петергоф, Мраморный и Зимний дворцы. Важной и статусной работой рубежа веков стал иконостас для Собора Воскресения Христова  в Санкт-Петербурге.

XX век и современность

В XX веке камнерезное искусство переживало и спады, и подъемы. Что особенно важно, уральская школа не утратила преемственности, несмотря ни на какие сложности. В новое художественно-ремесленное училище № 42 (сейчас это колледж «Рифей») пришли работать мастера старого времени, чтобы передать новым поколениям свои знания. Гранильная фабрика после многочисленных реорганизаций меняла названия и форматы работы, но продолжала действовать – и закрылась только в 2003 году.

-5

Уральские камнерезы по-прежнему выполняли заказы государственной важности. Например, их привлекли к работе над мозаичной картой «Индустрия социализма» (размер – 5910 на 4500 мм), которую готовили к выставкам в Париже (1937 год) и Нью-Йорке (1939). Масштаб и мастерство проработки карты так впечатлил международную публику, то на обеих выставках она была удостоена главных наград. Еще одной крупной работой можно назвать композицию «Урал кует победу», в которой впервые соединились плоская, рельефная и объемная мозаики. В произведении запечатлены уральские рабочие в разгар труда, и этот сюжет органично соединяется с темой преемственности мастерства и освоения уральских богатств.

-6

В наши дни мастера перенимают старинные традиции резьбы по камню и одновременно делают следующий шаг в истории этого искусства. Сейчас они объединяются в студии и создают более сложные и многофигурные композиции. Теперь камнерезы не только раскрывают природную красоту камня, но и создают убедительные художественные образы. Помимо декоративных и функциональных вещей, они создают объемные мозаики. Старинные приемы получают новое развитие: например, игра с фактурами – матовыми, шлифоваными или резными, особая любовь к яшмам и кварцам.

-7

Уральская камнерезная школа

Постепенно на Урале сложился собственный стиль резьбы по камню. Его отличало особое уважение к материалу: мастера стремились раскрыть уникальную природу каждого минерала, разглядеть, прочувствовать его особенности, чтобы проявить их в произведении. Главное – не нарушить естественную красоту, но выявить ее.  Когда специалист раскрывает камень, он внимательно изучает инородные вкрапления, неоднородность цвета, узор и стремится соотнести все это со своим замыслом.

Сам по себе такой подход не эксклюзивный, однако в сочетании с излюбленными материалами он и в самом деле приобретает самобытность. Уральские мастера отдают предпочтение яшме, богатые запасы которой сосредоточены в Уральских горах, и различным кварцам, от горного хрусталя и аметиста до агатов и халцедонов.

-8

В мировом контексте

О достижениях уральских камнерезов уже в XIX веке знали далеко за пределами России. И уж конечно, за ними пристально следили предприниматели Петербурга. Один из них – Карл Фаберже, который закупал у Екатеринбургской гранильной фабрики камни. Иногда он приглашал к себе и мастеров. Именно фирма Фаберже первой в России стала делать объемную мозаику – наборные фигурки из камней. Самой известной считается серия «Русские типы», и выполняли ее мастера из Екатеринбурга – Петр Кремлев и Петр Дербышев, которых перевез в столицу Фаберже.

-9

Одним из самых примечательных проектов уральских мастеров стала мозаичная карта Франции, которую готовили ко Всемирной выставке 1900 года в Париже. Николай II преподнес ее правительству Франции, и до сих она выставлена в Шато де Компьен.

Где смотреть в Свердловской области:

  1. Музей истории камнерезного и ювелирного искусства
  2. Постоянная экспозиция Екатеринбургского музея изобразительных искусств
  3. Уральский минералогический музей В.А. Пелепенко
  4. Центр истории камнерезного дела им. А. К. Денисова-Уральского

Материал Тины Гарник, фото Алексей Колчин для Культура-Урала.РФ.