Вы когда-нибудь видели пассажирские самолёты, у которых двигатели по обеим сторона крыла распределены неравномерно? Например с одной стороны под крылом четыре двигателя, а с другой стороны почему-то пять?
Давайте разбираться, как вообще пятый авиадвигатель оказался там, где его и быть не должно?
Итак, начать нужно с того, что не на каждый пассажирский самолёт можно вот так взять и подвесить ещё один двигатель. Но на Боинг 747 можно, потому что изначально он задумывался и проектировался как грузопассажирский. Потому у него и возвышение фюзеляжа ближе к носу. Но потом ВВС США отказались от услуг Боинга в пользу другого производителя.
При этом 747-ой решили сделать пассажирским, и отсюда у него под крылом есть дополнительные крепёжные точки для подвеса всяких внешних топливных баков, топливозаправочных узлов и т.д. А раз так, то почему бы просто не взять и не подвесить пятый двигатель?
Хорошо, сам факт возможности ещё ни о чём не говорит. Зачем вообще кому-то понадобилось крепить авиадвигатель, если штатные четыре тянут с лихвой?
Ну что ж, история эта давняя, и дело было в 2016 году. Австралийская авиакомпания Qantas совершала авиаперелёты в Йоханнесбург, что в ЮАР. Так вот, один из двигателей Боинга 747 вышел из строя, и отремонтировать его в местных условиях не представлялось возможным.
- Ну и что такого, подумаешь, один двигатель из четырёх оказался неисправным, - возразит читатель, и будет прав.
Потому что действительно, тяги от имеющихся трёх двигателей вполне достаточно, чтобы взлететь, пролететь дистанцию и посадить самолёт со всеми пассажирами, багажом и остатками топлива в баках.
Но есть одно "НО", и называется оно - судебные иски.
Всё дело в том, что самолёт не может быть допущен к взлёту с пассажирами, если у него из четырёх один двигатель неисправен. Это связано с тем, что пассажиры платят за полёт на четырёх двигателях, а не на трёх. И по прибытии они просто могут засудить авиакомпанию за ненадлежащее оказание услуг. Армия адвокатов может просто "съесть" авиакомпанию на суде.
И чтобы избежать исков от пассажиров, самолёты допускаются к взлёту полностью исправными.
Но как же быть, если в Африке вдруг не оказалось под рукой исправного авиадвигателя? Правильно, его нужно просто привезти из того места, где он есть.
В авиакомпании Qantas долго думать не стали, ведь время простоя - это нервы пассажиров и убытки самой авиакомпании. Они просто взяли и подвесили к ещё одному Боингу 747, который совершал очередной авиарейс в Йоханнесбург, исправный авиадвигатель в сборе с мотогондолой. А почему нет? Боинг же позволяет.
Здесь мы можем чётко видеть, как именно пилон мотогондолы крепится к силовым кронштейнам крыла Боинга. Правда вентилятор с двигателя пришлось снять и положить его в багажное отделение, чтобы набегающий поток воздуха его не раскручивал. Отсутствие вентилятора также позволило снизить лобовое сопротивление воздуху.
Весь двигатель в багажное отделение просто не влезал, потому что его проём меньше диаметра мотогондолы.
Но даже не смотря на это командиру воздушного судно пришлось корректировать подъёмную силу крыльев исходя из того, что на левом крыле появились дополнительные 6 тонн "груза".
Вместе с тем была откорректирована работа руля направления и триммера. Его приходилось отклонять в сторону, противоположную той, на которой висит пятый двигатель.
К сожалению с пятым двигателем самолёт начал показывать повышенный расход топлива как раз именно из-за перекоса. Работа крыльев с разной подъёмной силой, а также постоянное отклонение руля направления, вызвали расход авиационного керосина, больше обычного.
И поэтому борт с пятым двигателем пришлось сажать в Петре на дозаправку.
В конечном итоге двигатель из Сиднея был успешно доставлен в Йоханнесбург, где его быстро переставили, и все пассажиры успешно улетели, хоть и с задежкой.
Здесь также нужно отметить, что эта авиакомпания уже возила таким образом пятый авиадвигатель на четырёхмоторном Боинге 707.