Найти в Дзене

СКВОЗНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ

В 21 веке развитие цифровой экономики и информационно-коммуникационных технологий очень важно для всего общества. С помощью этих технологий люди могут учиться, работать, развлекаться, рисовать, создавать таблицы, графики, презентации.

Современное образование нельзя представить без цифровых технологий, так как именно они являются основополагающими и наиболее актуальными для эффективного развития этой сферы.

Электронное образование сейчас очень сильно развивается. Учится могут все и каждый в любом месте нашего мира, в разных формах. Обучение стало гораздо доступнее и удобнее. Для того, чтобы учиться, тебе необходима лишь собственная мотивация и выход в Интернет.

С приходом в образования новых технологий работа учителей очень сильно изменилась. Сейчас уроки можно проводить интересно, не скучно, затрагивая разное восприятия и запоминание информации. Например, не только диктовать материал урока или лекции, но еще и показывать на проекторе разные схемы, таблицы, видео и так далее. Что способствует лучшему запоминанию материала, так как работают больше одного органа восприятия информации.

Появляются все больше различных онлайн-платформ и сервисов для преподавателей, учителей, репетиторов, школьников, студентов и их родителей, помогающие в обучении детей и получению новых знаний самим.

Тем самым, я хочу сказать, что цифровые технологии тесно связаны с работой учителей.

Цель: рассмотреть сквозные технологии цифровой экономики в работе учителя.

Задачи:

1. Проанализировать систему образования в эпоху цифровой экономики.

2. Дать определение электронным образовательным технологиям.

3. Рассмотреть дистанционное обучение.

4. Раскрыть особенности электронных ресурсов.

5. Провести анализ платформ для проведения видео-конференций.

СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.

Начнем с понятия цифровая экономика. Под цифровой экономикой можно подозревать сквозные технологии в системе постоянного развития общества и общественных отношений. Образование должно помогать развиваться обществу, увеличивать рост его возможностей. Для этого нужно формировать личности, воспитывая у них свободомыслие, и которые могут реализовать свои способности к творчеству в широком смысле этого слова. Творчеством является любой процесс поиска, принятия и реализации решений сложных, запутанных проблем.

Сейчас образование проходит цифровые изменения, которые способствуют использование уникальных возможностей цифровых и сетевых технологий. Роль педагога изменилась в цифровую эпоху, появляются новые формы взаимодействия между учеником и учителем, так называемое сетевое взаимодействие.

В национальной программе «Цифровая экономика Российской Федерации» выделены девять «сквозных» цифровых технологий (СЦТ): большие данные, квантовые технологии, компоненты робототехники и сенсорика, нейротехнологии и искусственный интеллект, новые производственные технологии, промышленный Интернет, системы распределенного реестра, технологии беспроводной связи, технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Общепринятые определения «сквозных» цифровых технологий еще не сформированы, и только сейчас начинается работа по нормативному закреплению терминов и определений в области СЦТ. В этих целях НИУ ВШЭ были разработаны приведенные ниже подходы к определению СЦТ.

Давайте сначала определим, что такое «сквозные» цифровые технологии. «Сквозные» цифровые технологии –это технологии, которые хранят, собирают, обрабатывают, ищут, передают и предоставляют информации в электронном формате.

А теперь дадим определения самим сквозным данным, которые выделяет программа «Цифровая экономика Российской Федерации».

1. Большие данные – технологии сбора, обработки и хранения структурированных и неструктурированных массивов 15 информации, характеризующихся значительным объемом и быстрой скоростью изменений (в том числе в режиме реального времени), что требует специальных инструментов и методов работы с ними.

2. Искусственный интеллект – система программных и/или аппаратных средств, способная с определенной степенью автономности воспринимать информацию, обучаться и принимать решения на основе анализа больших массивов данных, в том числе имитируя человеческое поведение. Нейротехнологии – киберфизические системы, частично или полностью замещающие/дополняющие функционирование нервной системы биологического объекта, в том числе на основе искусственного интеллекта.

3. Технологии распределенного реестра (блокчейн) – алгоритмы и протоколы децентрализованного хранения и обработки трансакций, структурированных в виде последовательности связанных блоков без возможности их последующего изменения.

4. Квантовые технологии – технологии создания вычислительных систем, основанные на новых принципах (квантовых эффектах), позволяющие радикально изменить способы передачи и обработки больших массивов данных.

5. Новые производственные технологии – технологии цифровизации производственных процессов, обеспечивающие повышение эффективности использования ресурсов, проектирования и изготовления индивидуализированных объектов, стоимость которых сопоставима со стоимостью товаров массового производства. Аддитивные технологии – технологии послойного создания трехмерных объектов на основе их цифровых моделей («двойников»), позволяющие изготавливать изделия сложных геометрических форм и профилей. Суперкомпьютерные технологии – это технологии, обеспечивающие высокопроизводительные вычисления за счет использования принципов параллельной и распределенной (грид) обработки данных и высокой пропускной способности. Компьютерный инжиниринг-технологии цифрового моделирования и проектирования объектов и производственных процессов на всем протяжении жизненного цикла.

6. Промышленный Интернет – сети передачи данных, объединяющие устройства в производственном секторе, оборудованные датчиками и способные взаимодействовать между собой и/или внешней средой без вмешательства человека.

7. Компоненты робототехники (промышленные роботы) – производственные системы, обладающие тремя или более степенями подвижности (свободы), построенные на основе сенсоров и искусственного интеллекта, способные воспринимать окружающую среду, контролировать свои действия и адаптироваться к ее изменениям. Сенсорика – технологии создания устройств, собирающих и передающих информацию о состоянии окружающей среды посредством сетей передачи данных.

8. Технологии беспроводной связи – технологии передачи данных посредством стандартизированного радиоинтерфейса без использования проводного подключения к сети. 5G – технологии беспроводной связи пятого поколения, для которых характерны высокие пропускная способность (не менее 10 Гбит/c), надежность и безопасность сети, низкий уровень задержки передачи данных (не более одной миллисекунды), в результате чего становится возможным эффективно использовать большие данные.

9. Технологии виртуальной реальности – технологии компьютерного моделирования трехмерного изображения или пространства, посредством которых человек взаимодействует с синтетической («виртуальной») средой с последующей сенсорной обратной связью. Технологии дополненной реальности – технологии визуализации, основанные на добавлении информации или визуальных эффектов в физический мир посредством наложения графического и/или звукового контента для улучшения пользовательского опыта и интерактивных возможностей [2].

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

В наше время в условиях цифровых общественных отношений ведущая роль в педагогическом процессе принадлежит электронным образовательным технологиям.

Электронные образовательные технологии – это технологии обучения, основанные на использовании информационных технологий, интернет–ресурсов, различной вычислительной техники с целью оптимизации образовательного процесса. Сейчас очень актуально создание своих массовых открытых онлайн курсов для систем дополнительного и общего образования (massiveopenonlinecourses – MOOC).

Приказом Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 года № 816 утвержден порядок применения образовательными организациями электронного обучения и дистанционных образовательных программ.

По этому документу организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут реализовывать образовательные программы или их части с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, организуя учебные занятия в виде онлайн-курсов, причем обучающимся, которые освоили образовательные программы в виде онлайн– курсов, предоставляется соответствующий документ, и дает право допускать обучающегося к промежуточной аттестации в другой образовательной организации [1].

ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ

С понятием «дистанционное обучение» педагоги и ученики столкнулись, наверно в первый раз, в 2020 году с наступлением пандемии.

Дадим определение этому явлению. Дистанционное обучение – это метод обучения, который позволяет получить учебные материалы с современных информационных технологий, в том числе Интернет. Этот метод позволяет получать консультации преподавателей, общаться с другими студентами, сдавать зачеты и экзамены через Интернет.

Дистанционное обучение имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Достоинства и недостатки дистанционного образования.

Достоинства:

  • Возможность планировать свой график и нагрузку.
  • Нет привязанности к месту.
  • Повышение качества обучения за счет использования современных технических средств, электронных библиотек и т.д.
  • Обучение в максимально комфортном темпе.
  • Возможность совмещения учебы с основным видом деятельности.
  • Многообразие средств связи с преподавателями.
  • Комфортная работа преподавателя и спокойная обстановка у ученика (студента).
  • Возможность заниматься с любым количеством человек.

Недостатки:

  • Отсутствие контроля. Так как большую часть всего учебного материала приходится изучает самостоятельно.
  • Коварные обстоятельства. Такие как отключения света, интернета, поломка компьютера или телефона.
  • Нехватка практических знаний.
  • Проблема идентификации.
  • Нехватка личного общения
  • Не подходит для развития коммуникабельности.

ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

Какие же электронные порталы и сайты помогают ученикам и студентам?

Большинство школ в России используют цифровой портал «Сетевой Город. Образование». Что же это такое?

«Сетевой Город. Образование» – это информационная система, соединяющая в общую информационную сеть образовательные организации всех типов и органы управления образованием в пределах муниципального образования.

-2

В системе «Сетевой Город. Образование» можно:

· Создавать полный учебный план образовательной организации.

· Создать электронный классный журнал, в котором учитель может выставлять оценки и вести посещаемость детей, а ученик видеть свои оценки и пропуски.

· Создавать и представлять расписание уроков, связанного с электронным классным журналом.

В этой информационной системой могут пользоваться следующие типы образовательных организаций:

· Организации дошкольного образования.

· Общеобразовательные организации.

· Организации дополнительного образования детей.

Так же существует цифровой образовательный ресурс «Якласс».

«ЯКласс» – это портал цифрового образования для школ, а также обучающая онлайн–платформа для школьников и их родителей. В наше время правильный выбор дистанционных ресурсов занимает важное место в образовательном процессе в работе учителей. Одним из перспективных направлений в данной деятельности является «Якласс».

-3

Что же делает «Якласс»?

Он позволяет облегчить работу учителей и вызывает интерес школьников к обучению. Цифровой портал позволяет создавать учителям уникальные задания, контрольные и самостоятельные работы, прохождение которых проходит в электронном виде, и они проверяется автоматически. Между прочим, варианты являются уникальными для каждого ученика и не повторяются при повторном решении, так как цифровая платформа комбинирует разные задания в хаотичном порядке. «Якласс» предоставляет каждому педагогу персонального менеджера-помощника, который подробно рассказывает и обучает как работать с сайтом.

Еще на сайте есть материал и задания по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ И ВПР. На сайте есть видео уроки по разным предметам и темам. Также родители могут наблюдать за успехами своих детей через электронный ресурс. На «Яклассе» также можно проходить различные олимпиады. На цифровом портале также есть уже готовые задания по разным предметам на различные темы.

Многие учителя во время дистанционного обучения узнали об этом сайте и начали активно использовать все его возможности в процессе обучения детей, создавать домашние задания на сайте и контрольные работы.

Кроме перечисленных выше интернет ресурсов существует «Учи.ру».

«Учи.ру» – это российская онлайн–платформа, позволяющая учащимся из всех регионов России изучать школьные предметы в интерактивной форме.

-4

Он рассчитан на школьников с 1 по 11 класс. На этой цифровой платформе представлено большое количество заданий по всем предметам на разные темы и разделы в игровой форме. Они разработаны профессиональными специалистами и методистами по детскому интерфейсу. На «Учи.ру» так же можно проходить различные олимпиады, квесты и задания. Этот сайт несет развлекательный и игровой характер нежели познавательный, но это не значит, что на нем нельзя ничему научиться.

Но на дистанционном обучении важно не только решать задания в электронном виде, но и проходить весь изученный материал с учителем. Для это некоторые учителя не просто задают делать упражнения в онлайн-платформах, но еще проводят сами онлайн-уроки с детьми. В этом им помогают такие сервисы как Zoom, Discord, Skype и Jitsi Meet.

ПЛАТФОРМЫ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ВИДЕО – КОНФЕРЕНЦИЙ

Рассмотрим самые популярные платформы. Начнем с Zoom.

Zoom – это самая популярный сервис для проведения онлайн уроков. Рассмотрим его положительные и отрицательные стороны.

Из положительных [4]:

1. Можно включить демонстрацию экрана.

2. Есть функция поднять руку.

3. Есть возможность включить видео.

4. Есть чат. Причём можно отправлять сообщение всем или кому-то одному.

5. Учитель может отключить микрофоны, чат ученикам.

6. Можно рисовать на экране. Это может помогать ученику, когда он отвечает.

7. Максимальное количество участников в конференции 100 человек.

Из отрицательных:

1. Иногда подвисает.

2. Время ограничено. Конференция длится 40 минут, то есть учитель не может ждать, пока все подключатся, иначе пройдёт много времени, и из-за этого приходится перезапускать конференцию.

3. Иногда пользователи могут «вылетать».

Перейдем к Discord.

Discord – проприетарный бесплатный мессенджер с поддержкой VoIP, видеоконференций, предназначенный для использования различными сообществами по интересам, наиболее популярен у геймеров и учащихся. В свою очередь VoIP – это «Voice over Internet Protoсol» – «голос через интернет–протокол».

Но и этот онлайн сервис имеет свои недостатки и достоинства.

Начнем с достоинств [4]:

· Время неограниченно.

· Можно включить демонстрацию экрана.

· Есть чат.

· Мало глючит.

· Гораздо шире набор настроек.

· Учитель может создать два чата – один для того, чтобы писать. на уроке, а другой, чтобы выкладывать домашнее задание. Там, где выкладывают д.з., можно ограничить права учеников, и они не смогут засорять чат.

· Можно писать личные сообщения.

· Из-за того, что можно писать личные сообщения, то ребёнок может отправлять выполненное домашнее задание учителю, даже не зная его номер.

Недостатки:

· Сложность в использовании сайта.

· В чате могут находиться до 10 человек.

· Не видно лицо учителя во время урока.

Узнав о плюсах и минусах данных платформ для видео конференций, можно подвести итоги. Zoom проще в использовании из-за простого интерфейса, в видео конференции на этом сервисе могут находиться до 100 человек, что очень удобно для проведения онлайн уроков. Но у Discord пользовательский интерфейс сложнее, он предлагает использования ограниченного числа участников, но у него настройки гораздо шире, там можно настроить громкость звука каждого участника по отдельности [4].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подробно изучив сквозные технологии цифровой экономики в работе учителя, мы можем сказать, что в 21 веке электронное оборудование и цифровое пространство очень тесно связанно с работой преподавателей. Сейчас хорошо развито онлайн пространство, в котором находятся учителя и ученики. Существуют множества сайтов, сервисов, программ, помогающих упростить обучение и улучшить его. Невозможно представить образования без цифровой экономии. Она облегчает в какой-то степени процесс обучение для учеников и студентов.

Исходя из фактов, мы делаем вывод, что сквозные технологии цифровой экономики в работе учителя – это ключевые научно-технические направления, которые оказывают наиболее существенное влияние на системы электронного образования.

Сейчас учителям необязательно иметь бумажные журналы для каждого класса, который нужно заполнять от руки, так как все больше школ переходит к электронным журналам. Они очень удобны в использовании, можно легко переключаться между разными классами и предметами. Они сами подсчитывают какая средняя оценка выходит, показывают пропуски и опоздания.

Так же говоря о дистанционном обучении, мы можем сказать, что дистанционное обучение – это форма самостоятельного обучения с использованием информационных технологий в качестве основного средства обучения.

Задачи исследования решены. Мы проанализировали систему образования в эпоху цифровой экономики. Мы дали определение электронным образовательным технологиям. Мы рассмотрели понятие дистанционное обучение. Мы раскрыли особенности электронных ресурсов. мы провели анализ платформ для проведения видео–конференций.

Цель достигнута.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 августа 2017 г. N 816
"Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ"

2. Программа «Цифровая экономика Российской Федерации», утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2017 г. № 1632-р.

3. Сибирский институт бизнеса и информационных технологий [Электронный ресурс]: Дистанционное обучение: что это такое?– 2019.–URL:http://www.sano.ru/articles/distanczionnaya-forma-obucheniya-chto-eto-takoe.html (дата обращения: 21.12.2020).

4. Life [Электронный ресурс]: Zoom или Discord? Выбираем сервис видеоконференций, чтобы разговор не слили в Сеть. /Мартов Денис, –2020. – URL: https://life.ru/p/1319953 (дата обращения: 10.12.2020).