Глава первая ЗДЕСЬ.
Глава вторая ЗДЕСЬ.
Глава третья "Что могла измениться, если бы все участвовали в боевых".
Вторая чеченская. лето-осень 2000 год
Я уже рассказывал, что отряд постоянно мотался по равнинам и гористой местности Чечни. И помогал нам наш верный военный грузовик Урал с именем "Красавчик".
В нескольких километров от нас стоял еще один СОМ из Северо-Запада России. С его командиром Артуром из Петрозаводска я познакомился на одном из совещаний командиров отрядов в Моздоке. Отличный офицер! Вот нравятся мне авантюрные ребята с холодной головой! Артур и предложил мне встретиться военным комендантом Грозненского сельского района, который руководил боевыми операциями на подконтрольной ему территории.
Рядом с нашим отрядом стояли два сводных отряда из азиатской части России, с которыми мы составляли одну заставу.
Предложил их командирам присоединиться к выездам.
Забайкальский командир, до этого хваставшийся, что в составе его отряда есть несколько охотников, "бьющих белку в глаз", и если потребуется, то они ого-го...., как то сразу сник и сказал, что они на заставе посидят и просто мост и станцию поохраняют.
Другой командир, новосибирец, который с гордостью показывал всем свое чудо-оружие с дисковыми магазинами, хранившимися на складах еще 80 годов прошлого века, попросил предоставить его ребятам место в нашем автомобиле. Его подчиненным хватило желания на 3 поездки.
Когда мы "подарили" им ЗИЛ-131, пригнанный с одного из выездов, (помните рассказ "Про часы, потерянные у речки"?), что бы они ходили с нами в одной колонне, их запал тоже пропал куда-то.
В итоге, сдали мы неучтенный транспорт в военную комендатуру. Безусловно, им он был нужнее, чем нашим соседям.
Может быть сейчас, будучи на пенсии, выступают на всяких торжествах-праздниках, рассказывают, как они боролись с бандитизмом и постоянно рисковали жизнью.
Испугались ли эти командиры? Да вроде бы и не скажешь. Просто берегли себя. Ведь они туда приехали, потому что их послали.
При этом, частенько, чуть ли не в упрек мне, приводили слова своего руководства перед убытием в Чечню "Берегите себя и своих людей". Как будто это означало - "Вы там тихо посидите, а потом домой возвращайтесь".
Точно такие слова говорил мне, как командиру, и мой генерал - начальник Управления.
Но при этом, я не забывал про
- захваченный Басаевым в 1995 году роддом и больницу в Буденовске, где больных и медперсонал бандиты выставили в окна как живой щит;
- взорванные в 1999 жилые дома в Москве, Буйнакске и Волгодонске;
- то, что не Россия начала вторую чеченскую войну.
Могу предположить, что если бы некоторые тупо не отсиживались бы на заставах, может быть и не случились бы позже ни штурм Басаевым театра на Дубровке в Москве в 2002 года и захват школы в Беслане в 2004 году, теракты в метро в Москве в августе 2000 году и на пути следования "Невского экспресса" в 2007 и 2009 году. Может быть кто-то помнит и два пассажирских самолета, вылетевших из аэропорта Домодедово и взорванных в воздухе.
Скажу отдельно о терракте в метро в феврале 2004 года.
В тот день, я, уже гражданский человек, что бы уехать на работу со станции метро "Домодедовская", с трудом втиснулся в битком набитый людьми вагон метро. А следующий за мной состав был подорван на перегоне между станциями "Автозаводская" и "Павелецкая".
Один из вагонов был полностью деформирован взрывом. В соседнем вагоне ехала моя знакомая - молодая женщина из Приднестровья, которая гостила у нас дома. Она каким-то образом добралась до работы, будучи контуженной, ничего не соображая, в крови, в рваной, грязной одежде и описанных колготках.
Значит, во время своих командировок в мятежную республику, я что-то не доделал.
И мои соседи по заставе тоже. Они ведь хотели провести время в командировке спокойно и без проблем.
Сейчас многие об этом уже не помнят, а кто-то и вспоминать не хочет, ставя дизлайки в Дзене на статьи, подобные этой. Долдоня свое - давайте жить дружно, разве нельзя без насилия и войны!
И я отвечу - давайте! Да только что-то не получается.
Сегодня реально ситуация повторяется и поэтому наши ребята ТАМ.
Уже закончив третью статью этого цикла "Не все из нас - отчаянные храбрецы" понял, что писал то я не столько о страхе, сколько об отношении к своему долгу людей, которые добровольно, не принудительно взяли в руки оружие.
И ДОЛГ - понятие не психологическое, а нравственное, моральное. И сидит оно у многих где то глубоко в душе или мозгу, не знаю уж точно, и проявляется как победа над страхом.
Может это и звучит высокопарно, но по большому счету это именно так.
А Дзен запрещает обсуждать тему на своей площадке, потому что она, по мнению владельцев Дзена, затрагивает "острую социальную тематику, вызывающую неоднозначную реакцию в обществе". Вот такая формулировка. Хоть стой, хоть падай.
Если Дзен не ограничит показ этой статьи, то я с радостью сообщу вам об этом. Значит наши правоохранительные органы успешно вправляют мозги многим ясноликим и толерантным. Прости господи!
Что-то я сегодня разошелся.
Надо немного охладиться.
Расскажу-ка я вам лучше об одном пацифисте, который во время второй мировой войны был награждён несколькими боевыми наградами.
И это подлинная история. Так что, завтра ждите материал.
Уважаемые читатели, если считаете для себя возможным поддержать канал, подпишитесь, а потом поставьте лайк или напишите комментарий, ибо Дзен не будет продвигать канал, если лайк поставлен без подписки.